Волгоградцев завалили платежками-обманками
Жителей частного сектора Дзержинского района напугала грамотно продуманная рекламная кампания по предоставлению коммунальных услуг.
Услугу не заказывали, а платежка пришла
Многим волгоградцам не раз приходилось находить в своих почтовых ящиках извещения, которые очень напоминают платежные документы с указанием всех необходимых данных. Для убедительности в них могут содержаться и ссылки на законы, и даже сведения об ответственности в случае неисполнения написанного. На самом же деле эти листовки оказываются не более чем грамотно замаскированной рекламой, о чем свидетельствуют лишь некоторых детали, которые с первого взгляда не заметишь. На днях такие послания получили жильцы домов по улице Щукина в Дзержинском районе.
Жители частного сектора обнаружили в почтовых ящиках извещения об оплате поверки индивидуальных приборов учета. С виду обычная квитанция. Есть и реквизиты для оплаты, и указана фирма-получатель с наименованием платежа, и сумма к оплате в 450 рублей присутствует. Все вроде бы исправно. Но… Горожан насторожил тот факт, что саму услугу поверки никто из них не заказывал.
– Когда мы детально осмотрели документ, оказалось, что это всего лишь рекламная листовка. В самом низу «извещения» было написано «Данная информация является рекламой. На правах рекламы. Оплате не подлежит». Однако шрифт настолько мелкий, что, например, пенсионеры, у кого плохое зрение, просто не разглядели бы этой надписи и по доверчивости побежали скорее оплачивать. Складывается такое ощущение, будто нас специально вводят в заблуждение и таким образом хотят собрать деньги, – жалуются волгоградцы.
Ажиотаж не получился
Квитанцию жителям частного сектора разослала одна из реально существующих городских компаний, которая, помимо всего прочего, как раз и занимается установкой и собственно поверкой водяных счетчиков. Ее представители сообщили, что не хотели вызвать недоверие горожан, но рассчитывали таким образом на повышенное внимание волгоградцев к своим услугам и буквально на шквал звонков.
– Зачастую граждане игнорируют рекламу, которую им раскидывают по почтовым ящикам. Мы разработали дизайн именно под извещение, чтобы люди не выкидывали листовки, а принесли домой и внимательно их изучили, – говорят в организации. – Мы первый раз попробовали такую практику, причем просто переняли опыт московских коллег, которые уже не первый год проводят такую рекламную политику. По разосланным квитанциям в июне нам только два человека перечислили деньги, но один гражданин произвел оплату ошибочно, и ему вернут деньги, а второму за оплаченную сумму уже оказали поверку. Мы ожидали шквал звонков, что у людей возникнут вопросы, мы им все разъясним. Однако как такового резонанса не получилось.
Внимательнее изучайте квитанции
Волгоградцы обратились в региональную общественную организацию «Волгоградский союз потребителей», где обещали помочь разобраться с возникшей ситуацией.
Нужно сказать, что требования к рекламной продукции регламентируются федеральным законом «О рекламе». К сожалению, такой категории, как реклама коммунальных услуг, законодательно не предусмотрено, а посему и специальных положений, регламентирующих данный вид коммерческой деятельности, нет. Тем не менее в законе говорится, что не допускается недостоверная и недобросовестная реклама, которая, в частности, содержит сведения, не соответствующие действительности, порочит честь и достоинство лица, рекламирует запрещенный товар. Соответствует реклама закону или нет, могут помочь определить в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы.
– Если, например, по СМИ можно сказать, что там должна присутствовать надпись «На правах рекламы», то к листовкам такого требования нет. Нужно детально оценить присланное гражданам извещение, в том числе и визуально посмотреть читаемость шрифта, которым обозначена реклама, и так далее, – говорят в региональномй УФАС.
Юрист Светлана Казачёнок отмечает, что когда речь заходит о рекламе в форме платежных извещений, волгоградцам следует в первую очередь обращать внимание на составляющие квитанции. Добавим, они подробно прописаны в пункте 69 постановления Правительства РФ № 354.
– Есть определенные атрибуты, которые должны быть в платежке, если какой-либо из них отсутствует, следует насторожиться. Опять же жильцы должны знать, какая управляющая организация выставляет им квитанцию, а также знать перечень услуг, подлежащих оплате, – говорит Казачёнок. – Когда под видом квитанции совершенно сторонняя организация пытается рекламировать свои услуги, это, безусловно, ненормально. И, возможно, что речь в данном случае может идти о мошенничестве. По этому поводу лучше обратиться в прокуратуру.
P. S. Письменное обращение в региональное управление Федеральной антимонопольной службы с приложением рекламного извещения следует направить по адресу: 400005, Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, 12.