Волгоградцам рассказали, кто отвечает за порядок на сцене ТЮЗа

8 мая 2021

В Театре юного зрителя один из тех, кто уже много-много лет отвечает за сцену, – Андрей Клименков. Представляем очерк об этом творческом человеке.



«Все наши комплексы»

Кто-то из старших актеров ТЮЗа рассказывал, что когда-то, в финале вполне проходного детского спектакля, на сцену из зрительного зала вдруг вышел смешной, довольно крупный подросток-очкарик и, медленно двигаясь мимо раскланивающихся актеров, вручил наконец букет Анвару Кашаеву, исполнителю вовсе не главной роли… Через несколько лет этого «очкарика» узнают в театре, куда он устроится работать монтировщиком сцены.

Андрей Клименков останется в ТЮЗе на 40 лет, вплоть до сегодняшнего дня (Кашаев так и будет его самым любимым актером, потом добавятся и другие).

Собирался ли он сам становиться артистом? Андрей смущается, похоже, он себе никогда не задавал этого вопроса, не решался. Хотя вот помнит, как бывший главный режиссер Николай Андреевич Мальцев однажды сказал, что хочет попробовать его в какой-нибудь роли. («Уж больно фактура у тебя хорошая!») Правда, так и не попробовал… Андрей помнит, как по задумке постановщика выходил на сцену вместе с другими монтировщиками, чтобы по ходу спектакля открыто, на глазах у зрителей, переставлять декорацию. И какой кайф при этом испытывал! Зато когда в другой раз ему дали все же произнести на сцене две фразы, он чуть в обморок не упал от страха.

Андрей не может забыть сильнейшего впечатления от репетиций Вадима Ивановича Давыдова (приглашенного в начале 90-х возобновить «Аленький цветочек», свой легендарный спектакль) – от его мгновенных ярких преображений во время показа артисту сути образа.


Короче, сцена для него – место и прекрасное, и опасное, предназначенное для особых людей, к каковым себя ни в коем случае не причисляет.
В театр Андрей попал, как утверждает, случайно. На спектакли ходил, когда классом водили. Никогда не участвовал в художественной самодеятельности и вообще не обнаруживал каких-либо талантов или устремлений. Разве что книжки любил читать. После школы, особо не раздумывая, стал поступать в техническое училище, но не прошел по медицинским показаниям. Увидел объявление о том, что в ТЮЗе нужны монтировщики сцены. Так здесь и оказался в январе 1981 года. Почему-то в поисках работы именно на это объявление среди многих других среагировал. И больше ничего уже не искал… Мама как-то сказала: «Может, это твоя судьба…»


Настойчивым лейтмотивом нашего разговора с Андреем Клименковым было следующее: «да я ничего из себя не представляю», «живу по инерции», «плыву по касательной», «всегда не уверен в себе», «всех считаю лучше себя», «тяжело схожусь с людьми», «абсолютно лишен тщеславия, желания делать карьеру», «влюбившись, не смог добиться ответного чувства», «не вышел характером»… И так далее в том же духе. (При всем при этом я видела перед собой большого, красивого, обаятельного мужчину.)


По внешним признакам сермяжная правда здесь, возможно, и есть. Он остается рядовым монтировщиком (пожалуй, самым верным), хотя назначался в разное время и заведующим цехом, и старшим машинистом сцены. Но вскоре понимал, что не способен руководить людьми, может отвечать только за себя. Ну так сам же осознавал, и хватало характера оставлять должности, что не по нутру.
Ко всем своим многочисленным комплексам он еще не удосужился заиметь какой-нибудь диплом об образовании. А вы поговорите с ним, к примеру, о новинках литературы, еще лучше о классике, которую знает и постоянно перечитывает!


Актер театра и по совместительству руководитель монтировочного цеха Алексей Максимов рассказывал, что на гастролях любое свободное время Андрей проводил в книжных магазинах и страшно радовался, покупая нужную книгу, сколько бы она ни стоила. (Много ли в нашем театре читающих людей с образованием?..)


Да, он явный интроверт, не открытый для всех, не любящий пускать любого в свой внутренний мир. Максимов, уже немало лет близко общаясь с Андреем по работе, видит в нем по-настоящему театрального человека, в котором сохраняется романтическое отношение к своему делу, к театру как Дому. У которого есть творческое чутье, знание, как лучше, продуктивнее выполнить сложную монтировочную задачу.
Его очень уважают молодые ребята – актеры, подрабатывающие сегодня монтировщиками. Он умеет спокойно, никогда не повышая голоса, объяснить и помочь в трудных ситуациях. Как когда-то ему терпеливо помогали опытные старшие коллеги. Люди, всю свою жизнь посвятившие служению Мельпомене, научили его понимать, что каждый в театре – звено единой цепи. Создание спектакля – общее дело, где каждый ответственен за результат. Успех спектакля – общая радость, и все на него работают.


Конечно, у нас нормальный театр, и в нем, бывает, и сегодня случаются (как везде) срывы, дисциплинарные и прочие проблемы. В том числе и в цехе монтировочном. Что касается Андрея Клименкова, в числе его абсолютных заслуг – стабильная надежность (работяга, не пьет, не курит, что тоже важно). За 40 лет работы был лишь один случай на гастролях в Подольске, когда перепутал время и на час опоздал. ВСЕ! Ему тогда никто слова упрека не сказал – настолько удивились.


К слову об очередном комплексе и «отсутствии характера». Однажды Андрей явился после отпуска неузнаваемым – упорно худел по какой-то системе, превратившись просто в «героя», стройного «мачо» (наверное, когда влюбился). Долго держал форму, но потом, как часто бывает, природа победила.
Кто же я такой? Он часто задает себе этот вопрос. Почему практически всю жизнь провел в скромном статусе, так и не поняв – на что еще способен? Он старается быть полезным, никому не причинять зла. Но постоянно ощущает свою вину за что угодно…
Он живет в дискомфорте с самим собой. А ведь существует постулат, что обязательно надо любить себя. У него не получается… Да и ладно, многие успешные, думающие, добрые и порядочные люди живут с таким же ощущением.


И все-таки Андрей по большому счету догадывается (другие, что рядом, знают давно), что он попал именно в то место, куда хотела душа.
«Может, это твоя судьба», – говорила мама. Она считает своего сына лучшим. Мы с ней согласны.


Галина Беспальцева. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Геннадий Бисенов, Сергей Каширский.