Волгоградцам рассказали, кому дозволено нести вахту памяти на Посту № 1

В нашем материале читайте о том, кого приглашают участвовать в вахте у Вечного огня на площади Павших Борцов, как проходит подготовка ребят и кто выдает им форму.
Такое мероприятие, как почетная вахта памяти на Посту № 1, является организованным, поэтому существует определенный алгоритм взаимодействия между учреждением, которое уполномочено проводить этот ритуал, и школами города. К слову, в апреле 2021 года исполнится 55 лет с того момента, как в Волгограде на постоянной основе начал действовать Пост № 1. С того момента вахту памяти отстояли более 210 тысяч школьников. Несмотря на то что традиция давняя, она до сих пор остается весьма востребованной среди подрастающего поколения – многие мальчишки и девчонки мечтают нести караул на главной площади города.
– Формирование вахты происходит у нас в следующем порядке: мы обращаемся в комитет по образованию, а они, в свою очередь, направляют приказ о формировании ежегодного списка почетного караула в территориальные управления, – рассказывает Юрий Слободян, начальник штаба Центра «Пост № 1» Волгограда. – Территориальные управления передают этот приказ в муниципальные образовательные учреждения – школы, гимназии, лицеи и предлагают заступить на Пост № 1. Школы уже сами принимают решение – участвовать или нет. Получается, что в течение года каждый район города выставляет по три школы. Что касается выбора учеников, то образовательное учреждение решает самостоятельно, кого послать на вахту памяти, и исходя из этого выбора формирует почетный караул. В основном, конечно, в него входят достойные ребята, отличники учебы и поведения.
Постовцем может стать ученик только старшего звена – 8–11‑х классов. Каждая школа несет вахту памяти в течение десяти дней. Строевой и моральной подготовкой занимается преимущественно образовательное учреждение в соответствии с разработанной программой.
– Так, например, перед вахтой в школах обязательно проводится мемориальная неделя, в рамках которой учащиеся изучают историю площади Павших Борцов и Поста № 1, – отмечает начальник штаба. – Мы, в свою очередь, приезжаем непосредственно в школу и занимаемся один-два раза с ребятами, проводим инструктажи. За неделю до начала несения вахты памяти их привозят к нам, и здесь, на посту, учащиеся проходят еще один инструктаж, который касается внутренних моментов и заступления на Пост № 1.
Форма, в которой юные патриоты несут вахту памяти, выдается в Центре. Для разных погодных условий предусмотрено свое обмундирование.
– В зимнее время года ребята надевают специальные бушлаты, а когда мороз не очень крепкий, ходят в шинелях, – отмечает педагог. – Если очень холодно, то мы уменьшаем количество смен – школьники выходят к Вечному огню меньшее количество раз. Смена для каждого ученика длится по 20 минут.
Сейчас, в связи с коронавирусной ситуацией, на Посту № 1 тоже произошли изменения. Так, ребята теперь не заходят на вахту в выходные и праздничные дни, а состав почетного караула уменьшился с 50 с лишним до 39 человек. В результате сократилось количество выходов в смену, и теперь школьники стоят на час меньше – только до полудня.
– Ребята очень стараются, они молодцы! Приходят сюда с пониманием своих обязанностей и той ответственности, которая на них возлагается. В первые дни, конечно, переживают, волнуются, но потом втягиваются и даже уходить не хотят. Некоторые после этого приходят к нам в объединения заниматься, также встречаются такие, кто заступает на вахту по два раза – например, в 8‑м классе и в 10–11‑м.
На базе Центра «Пост № 1» и некоторых образовательных учреждений действует около десяти объединений патриотической направленности. Среди них школы рядового и командного составов, «Юный поисковик», «Оберег», «Музееведы» и другие. Ребят учат не только нести службу в почетном карауле, но и знакомят с отечественной историей, стихами, военно-патриотическими песнями, народной культурой, обычаями, традициями, а также формируют навыки научно-исследовательской работы, музейного дела, археологии и т. д.
Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.