Волгоградцам рассказали, как умели поститься и разговляться на Руси

Замечательный русский писатель Иван Шмелев долгое время провел в эмиграции и умер во Франции, но завещал похоронить себя в России. В 2000 году останки автора были перенесены на территорию Донского монастыря в родное писателю Замоскворечье. Несмотря на страшную жизненную трагедию, связанную с гибелью единственного сына во время красного террора, Иван Шмелев сохранил проникновенную любовь к Родине и веру в Бога. Собственно, где кончается вера, там рушится все – семья, жизненный уклад, государство, уверен автор. Сегодня перелистаем страницы одного из лучших произведений литератора – романа «Лето Господне», где весь жизненный цикл вписан в круг церковных богослужений, а заодно подивимся разнообразию постного меню.
Книга жизни
Иван Шмелев родился в купеческой семье. Его отец был руководителем строительной артели, которая выполняла множество различных подрядов по Москве, начиная со строительства домов и заканчивая праздничным украшением столичных улиц. В артель стекались мастера со всей России, они жили прямо здесь, во дворе шмелевского дома, и это был удивительный мир, который подарил автору множество жизненных знаний и впечатлений.
«Во дворе стояла постоянная толчея, – вспоминал писатель. – Работали плотники, каменщики, маляры, сооружая и раскрашивая щиты для иллюминации. Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно».
Ивану Сергеевичу было всего 7 лет, когда умер отец. Он сохранил о нем самые нежные воспоминания. С матерью отношения были не такие – она была строгой, мальчика нередко пороли розгами и он почти не поминал ее в мемуарах. Тем не менее после внезапной смерти кормильца Евлампия Гавриловна Шмелева сумела дать детям достойное образование и вывести в люди.
Уже в раннем возрасте у Ивана Шмелева проявилась склонность к литературе. Он с упоением писал школьные сочинения про утро в лесу или русскую зиму. Однако прежде чем стать литератором, он прошел долгий путь – окончил юрфак, работал чиновником в Московской и Владимирской губерниях. Менялось мировоззрение автора, но в конечном итоге он вернулся к православию, которое было основой жизни в родительском доме…
Гречишники с «теплой пустотой»
«Лето Господне» – автобиографичное произведение. Это детские воспоминания автора о жизни патриархальной, глубоко религиозной семьи.
Показательна сама структура романа – каждая глава посвящена какому‑то событию церковной жизни: Великий Пост, Рождество, Пасха, Троица, Успение… Весь быт русского человека оказывается вписан в годовой круг богослужений.
Искренней радостью, восторгом пронизано все произведение. Время поста вовсе не представляется мальчику тяжким испытанием. Наоборот!
«Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? – размышляет герой. – Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое‑то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!»
Праздничный суп
Калья – это старинный русский суп, первые упоминания о нем встречаются еще в XVI веке. В книге знаменитого историка, автора кулинарных книг Вильяма Похлебкина калья упоминается как рыбная разновидность окрошки.
«Из рыбы в окрошку годятся линь, окунь, судак, поскольку их мясо сладкое, нейтральное и не очень костистое, из морских – только треска, наиболее нейтральная по вкусу и нежирная и хорошо сочетаемая с овощами и квасом», – уточнял исследователь. Однако в отличие от окрошки, которую традиционно готовили из того, что было под рукой или осталось после праздничного обеда, калья считалась праздничным супом. Непременным ее атрибутом являются соленые огурчики, за что блюдо называют также прародителем рассольника. В остальном же ингредиенты могут различаться, в том числе овощной набор.
Мы предлагаем приготовить один из относительно простых по составу вариантов. Для этого нам понадобятся: 2‑3 вида рыбы (например, недорогой суповой набор – голова и хвост форели или семги, 300 граммов филе судака, 200 граммов трески), соленая икра минтая или мойвы – маленькая баночка, 2‑3 соленых огурца, 1 стакан огуречного рассола, картофель – 3 шт., морковь – 2 шт., луковица – 1 шт., душистый перец горошком, лаврушка, свежая зелень лука, укропа, петрушки.
Сначала нужно сварить бульон из супнабора, добавив перец, лаврушку, соль. Процедить.
Порезать лук и морковь, пассеровать.
Добавить в процеженный рыбный бульон пережарку, рыбное филе, порезанные огурцы, картошку, варить на медленном огне минут 20.
Под занавес добавить икру, рассол, потомить еще минут 5. Перед подачей посыпать зеленью. Можно добавить сметану.
«Пошла бараночка»
Разнообразие постных блюд в романе поражает воображение. А уж когда приходит время разговеться…
«Горка» уже уставлена, и такое на ней богатство, всего и не перечесть; глаза разбегаются смотреть. И всякие колбасы, и сыры разные, и паюсная, и зернистая икра, сардины, кильки, копченые, рыбы всякие, и семга красная, и лососинка розовая, и белорыбица, и королевские жирные селедки в узеньких разноцветных «лодочках», посыпанные лучком зеленым, с пучком петрушечьей зелени во рту; и сиг аршинный, сливочно-розоватый, с коричневыми полосками, с отблесками жирка, и хрящи разварные головизны, мягкие, будто кисель янтарный, и всякое заливное, с лимончиками-морковками, в золотистом ледку застывшее; и груда горячих пунцовых раков, и кулебяки, скоромные и постные, – сегодня день постный, пятница, – и всякий, для аппетиту, маринадец; и румяные расстегайчики с вязигой, и слоеные пирожки горячие, и свежие паровые огурчики, и шинкованная капуста, сине-красная, и почки в мадере, на угольках-конфорках, и всякие‑то грибки в сметане, – соленые грузди-рыжики… – всего и не перепробовать».
«Душа просит»
Еще до Октябрьской революции сын Ивана Шмелева Сергей был мобилизован в ряды Белой армии. В 1920 году молодой офицер оказался в Крыму, а когда врангелевцы покидали страну, решил остаться на Родине, поверив обещаниям большевиков об амнистии. Однако никто и не думал разбираться в частностях – десятки тысяч человек были расстреляны без суда и следствия. Среди них оказался и Сергей Шмелев. Биографы писателя всегда отмечают, что Иван Шмелев безмерно, «по‑матерински» любил сына. Для него это была чудовищная трагедия. Оставаться в стране он больше не мог.
«Мне нужно отойти подальше от России, чтобы увидеть ее все лицо, а не ямины, не оспины, не пятна, не царапины, не гримасы на ее прекрасном лице, – писал Шмелев позднее. – Я верю, что лицо ее все же прекрасно. Я должен вспомнить его. Как влюбленный в отлучке вдруг вспоминает непонятно-прекрасное что‑то, чего и не примечал в постоянном общении. Надо отойти».
И он вспомнил! Роман «Лето Господне», эта ода русскому православному человеку, написан уже в эмиграции. Эта книга, а также повесть «Богомолье» стоят в русской литературе особняком.
«Это уже не литература. Это «душа просит», – метко заметил историк Антон Карташев.
Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.