Волгоградцам рассказали, как научить ребенка не бояться стоматологов

Страх перед стоматологами формируется с детства – кто был ребенком в советские времена, наверняка помнит отвратительный запах зубного кабинета, безликую кафельную плитку, слепящий глаза прожектор, жесткое сиденье и устрашающую конструкцию под названием бормашина, один вид которой наводил ужас и заставлял сжиматься от страха.
Картину дополнял не всегда доброжелательный стоматолог, в очереди к которому стоял целый вагон маленьких пациентов, и церемониться с каждым у врача не было ни времени, ни сил, ни желания. Впрочем, тогда не придавали особого значения чувствам ребенка, и тому, кто отчаянно сопротивлялся (а смельчаки находились нечасто), лечили и выдирали зубы насильно. Анестезия детским зубам вовсе не полагалась, поэтому ребенок в полной мере ощущал всю прелесть процесса. Сейчас подход изменился – родители тщательно подбирают врача, перед визитом в поликлинику ведут со своим чадом долгие разговоры. Но ошибок все равно не избежать, ведь многие из них родом из советского детства и скрыть свои чувства получается далеко не всегда. О том, как правильно настроить детей на осмотр и лечение, чтобы зубной врач стал другом, а не врагом, читателям «Вечерки» рассказала Юлия Сивко – стоматолог-терапевт, врач-стоматолог детского возраста.
Чем раньше, тем лучше
– Юлия Александровна, замечаете ли вы отголоски страха перед стоматологами, сформированного в далекие советские времена?
– На самом деле очень часто встречаются мамы и папы, которые изначально настраивают своего ребенка на негатив. Скорее всего, это происходит не умышленно, а на ребенка как раз переносится собственный неудачный опыт из советских времен. Это большая ошибка.
Сейчас многое изменилось: подход к лечению, гаджеты, методы отвлечения. Но родители и бабушки, которые ведут своего ребенка к стоматологу, упорно твердят ему про боль и страх. Получается, что ребенок, еще ни разу не побывав на приеме, заранее запрограммирован на негатив.
Например, часто бывает так: «Мы пойдем к стоматологу, только ты не бойся, больно не будет!» Услышав такое, дети невольно думают: «А почему так боятся мои мама и папа, наверное, там действительно страшно!» Поэтому подобным образом говорить нельзя! Тем самым взрослые демонстрируют свою тревожность, свои переживания и страхи, усугубляя дискомфорт ребенка в кресле стоматолога.
– Как настраивать правильно?
– Я бы советовала начать походы к стоматологу с самого раннего возраста – приблизительно с года. Пусть это будут обычные профосмотры, которые рекомендуется проводить дважды в год. Конечно, в год ребенку многого не объяснить, но у него сформируется устойчивая привычка не бояться докторов. Все должно проходить в спокойной обстановке. Мама и ребенок пришли, поиграли, познакомились с кабинетом, оборудованием, доктором, «посчитали зубки», провели минимальные процедуры, например, профгигиену, загерметизировали фиссуры или покрыли фторлаком. Можно в первый раз совершенно ничего не делать, а просто познакомиться. Если ребенок постарше, можно перед посещением стоматолога почитать тематические книжки, посмотреть мультфильмы про уход за зубами (например, доктор Кролик Колгейт или про птичку Тари и крокодила), спокойно объяснить, зачем нужно показать зубки, что будет делать доктор. Ребенок должен понимать, для чего он пришел, кто такой стоматолог, чем он занимается и почему за зубами обязательно нужно следить.
Это в идеале, но в жизни случается по‑разному. Часто родители приводят ребенка к стоматологу в первый раз, когда зуб уже болит. Получается, что знакомство с доктором начинается с самых радикальных мер – введения анестезии, лечения или удаления. Это самый неблагоприятный сюжет для психики ребенка и его дальнейшего отношения к лечению зубов. Он приходит уже уставший от боли, при этом еще и неправильно подготовленный родственниками, а тут неизвестный доктор делает неприятные манипуляции, гремит металлическими инструментами. Психологическое состояние угнетено, и шанс, что ребенок с радостью придет еще раз, крайне мал. Поэтому важно начинать знакомство заранее, а не когда уже что‑то болит.
Отвлекающий маневр и веселящий газ
– Как быть, если правильно настроить не удалось и первый визит оказался не профилактическим? Уже нет шансов реабилитировать стоматолога в глазах ребенка?
– Если у ребенка сформировался страх перед стоматологическим креслом и никакие уговоры не помогают (речь идет о добровольном лечении, а не агрессивном, с насильным удержанием рук и ног, что вовсе недопустимо), существуют палочки-выручалочки. Одна из них – закись азота. Уточню, что это не наркоз, как думают многие, речь идет о седации.
Закись азота нужна для расслабления, ее использование не исключает введения анестезии и дальнейшего протокола лечения. Ребенок находится в сознании, просто он расслаблен. Это безвредно, не несет никакой нагрузки на организм, действие препарата заканчивается через 5–10 мин. после снятия маски.
Закись азота – очень хорошая профилактика психологического напряжения, страха, фобии. Также прекрасно помогают отвлечься мультфильмы, которые дети с удовольствием смотрят, пока им лечат зубы. Хорошо работают методы поощрения – подарки за смелость. По опыту скажу, что многие дети потом приходят именно ради приза.
– Многое ведь зависит от врача? Как доктор должен вести себя на первом приеме, чтобы не испугать малыша?
– Безусловно, подход нужен правильный. Если ребенок приходит на осмотр, сначала знакомимся, затем сажаем его в кресло, одного или вместе с мамой. Здесь все зависит от ребенка – кто‑то посмелее и не боится сидеть один, если же хочет с родителями, не возражаем. Врач проводит беседу с мамой, с самим малышом, собирает анамнез, задает отвлекающие вопросы про любимые игрушки, мультфильмы, друзей, интересы. Важно найти общий язык с ребенком. Затем аккуратно показываем оборудование, рассказываем, для чего оно нужно (подуть ветерочком, посветить солнышком, полить водичкой и т. д.). Далее знакомимся со щеточками и пробуем почистить, попутно обучаем гигиене, говорим, как нужно правильно чистить зубы, упоминаем про «кариозных монстров». После этого даем маме с ребенком поиграть в детском уголке, чтобы осталось желание вернуться.
Если уж сразу приходится лечить, то лучше начать с самого простого, быстрого, безболезненного и постепенно переходить к более сложным задачам. Конечно, если ребенок пришел с болью, так уже не получится. По окончании лечения обязательно выдается поощрение в виде игрушки, шарика или грамоты. Но хочу еще раз обратить внимание – многое зависит от семьи, поддержки мамы и папы. Правильно, мягко, спокойно, без слов-триггеров подготавливаем малыша к походу в гости к доктору, мотивируем и объясняем, зачем нужен стоматолог. Поощряем за смелость, вырабатываем полезную привычку приходить с хорошим настроем. Если не получается договориться, по возможности следует исключить метод лечения с удержанием, нужно найти другой подход. Ну и самое главное – заниматься профилактикой кариеса, а не его лечением. Это выходит менее затратно как в психологическом, так и в финансовом плане.
Ирина Марченко. Фото Сергея Каширского.