Волгоградцам рассказали, из чего делают современные дороги

14 апреля 2020

Дорожное хозяйство региона активно развивается – и это видно по качеству волгоградских магистралей. Специалисты Федерального дорожного агентства, а также одной из крупных строительных организаций помогли «Вечерке» разобраться в том, какие именно технологии и материалы применяются сегодня в отрасли.

Как устроена современная автодорога?

 

Дорога напоминает слоеный пирог. Самый нижний слой – это геотекстиль, нетканый материал, который укладывают на землю, чтобы защитить полотно от проникновения грунтовых вод. Геотекстиль не гниет, в нем не образуются плесень или грибки, не заводится живность, он не заиливается и не забивается частичками грунта. Материал устойчив к температурному режиму и способен выдержать диапазон от –60 до +100 градусов.

 

Затем идет слой песка, на который укладывают георешетку. Она также помогает отводить влагу от полотна и предотвращает смешивание слоев.

 

С автомобилем младше четырех лет техосмотр можно не проходить

 

Следом идет основание из щебня, которое во многом определяет долговечность магистрали. Толщина слоя определяется в зависимости от предполагаемых нагрузок.

 

– Щебень утрамбовывают катком и проливают водой, чтобы обеспечить максимальную усадку, – объясняют специалисты.

 

Перед тем как приступать к укладке самого дорожного покрытия, поверхность основания обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией. Это обеспечивает лучшее сцепление асфальтового покрытия с основанием. После этого асфальт равномерно распределяют по поверхности и уплотняют с помощью тяжелой техники. Толщина верхнего слоя также зависит от предполагаемой величины нагрузок.

 

Какие технологии помогают увеличить срок службы?

 

В процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог нередко используется технология холодного ресайклинга, когда старое дорожное полотно становится элементом нового. Происходит это следующим образом: специальные машины измельчают предыдущее покрытие и вводят в эту массу различные укрепляющие добавки – цемент, битум, стабилизаторы.

 

Мэрия объяснила, зачем пустила доптранспорт в Волгограде

 

– Это позволяет убить сразу двух зайцев – усилить несущую способность дорог и оптимизировать процесс, ведь подвоз дополнительных материалов не требуется, – поясняют дорожники. – Снижается стоимость работ, а скорость их выполнения, наоборот, увеличивается.

 

Конечно, такую технологию сложно назвать новой, тем не менее она имеет полное право на существование.

 

– Увеличить срок службы автотрасс позволяет также использование в дорожном строительстве современных способов обработки битумными вяжущими материалами (полимерами, эмульсиями, мастиками). Их применение увеличивает срок службы дорог в два и даже в три раза!

 

Как работает междугородний транспорт в период пандемии

 

Еще одна технология – устройство тонких слоев износа, когда на верхнее покрытие наносится смесь из каменных и вяжущих материалов с различными добавками. Слой износа обычно не превышает двух сантиметров. Он служит защитой для основных слоев дорожного полотна, обеспечивает выравнивание и более продуктивное сцепление автошины с дорогой.

 

 

При строительстве дорог успешно применяется и технология объемного проектирования асфальтобетонной смеси. Это отечественный аналог технологии, которую используют американцы. Суть – в точном подборе состава смесей асфальтобетона, а также параметров вяжущего и каменного материалов для конкретных климатических условий и транспортной нагрузки. За счет такого индивидуального подбора срок службы дорог увеличивается на 20‑30 %.

 

Из чего делают «дорожную одежду»?

 

Все «дорожные одежды» подразделяются на жесткие и нежесткие. К первой группе относятся цементнобетонные монолитные покрытия, асфальтобетонные монолитные покрытия на основаниях из цементобетона, сборные покрытия из железнобетонных и армобетонных плит.

 

– Цементнобетонные покрытия, армированные сетками, используют на дорогах с насыпями определенной высоты из различных грунтов, у путепроводов через железные дороги, а также на тех участках, где ожидаются просадки земли, – объясняют специалисты. – Покрытия из сборных железобетонных плит применяются на автодорогах, которые эксплуатируются в сложных природных условиях или при высоких насыпях, когда трудно обеспечить стабильность земляного полотна.

 

В Волгограде в апреле ограничат движение большегрузов

 

Привычный нам асфальтобетон относится к категории нежестких, но капитальных «дорожных одежд». Он состоит из щебня разной фракции, гравия и песка, которые обрабатываются вяжущими средствами. Асфальтобетонные смеси бывают разные, в зависимости от соотношения щебня, гравия и песка, вязкости используемого битума, размера минеральных зерен, пористости. Этот стройматериал обеспечивает ровную структуру поверхности, обладает неплохими техническими характеристиками и длительным сроком службы.

 

Какое покрытие используется при строительстве объезда?

 

Объездная трасса, длиной 71,25 км, с четырехполосным движением относится к 1‑й категории автодорог. На всем ее протяжении будет использоваться капитальный тип дорожной одежды – щебеночно-мастичный асфальтобетон со сроком службы в 24 года.

 

– Этот материал наиболее устойчив к влаге, сдвигам, достаточно упругий, имеет не расслаивающее шероховатое покрытие. Содержание щебня в такой смеси на 20‑30 % больше, чем в обычном растворе. В массе содержится повышенное количество битума. Форма и размер самого щебня, а также добавление стабилизирующих примесей строго контролируются. Технологии и материалы при строительстве используются передовые с учетом особенностей местности и предполагаемой интенсивности движения в 27 тысяч автомобилей в сутки.

 

Ирина Марченко. © Фото ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко; Геннадий Гуляев.