Волгоградцам объяснили, как не попасться на удочку кибермошенников

17 марта 2019

Сейчас многое можно купить через интернет, это удобно, но с точки зрения безопасности весьма сомнительно. Как приобретать товары онлайн без последствий, читайте в нашем материале.

 

Как не попасться на удочку кибермошенников?

– Для начала нужно разделить процесс покупки товара на несколько составляющих. Первое – это риски, связанные с переводом средств, второе – собственно, с приобретаемым товаром, – говорит Олег Крюков, заведующий сектором обеспечения информационной безопасности Отделения Волгоград Южного ГУ Банка России. – Что касается рисков при оплате и переводе средств, то здесь можно дать несколько рекомендаций. Приобретать товары нужно только на проверенных и зарекомендованных торговых онлайн-платформах. Это поможет избежать оплаты за несуществующий товар.

 

Следует также внимательно следить, чтобы название сайта в адресной строке в момент оплаты соответствовало действительному интернет-адресу официального сайта онлайн-магазина.

 

По словам специалиста, так называемые фишинговые или поддельные сайты – довольно распространенный способ мошенничества. Внешний вид страницы и адресная строка имитируют настоящий сайт, и при покупке товара на таком сайте-подделке покупатель лишается своих денег. Чтобы не попасться на удочку, нужно соблюдать несколько правил. Во-первых, следует сделать закладку в браузере на сайт интернет-магазина или всегда искать его через популярный поисковик. Перед покупкой необходимо также проверить контактные данные с официального сайта и посмотреть, указано ли название ИП или юридического лица, адрес и реквизиты организации. По реквизитам, с помощью открытых налоговых сведений, легко проверить, действительно ли существует такая компания, как давно она работает и не находится ли в процессе ликвидации.

 

Никому и никогда нельзя сообщать персональные данные своей банковской карты – трехзначный код на обороте, фамилию и имя владельца карты и ее номер. Стоит насторожиться, если оператор интернет-магазина стремится их узнать, обосновывая это необходимостью оформления заказа. Говорить эту информацию ему не нужно.

 

Наиболее безопасный вариант – завести для повседневных покупок отдельную карту, которая не привязана к основному счету, где хранятся сбережения или поступает зарплата. Лучше перечислять на нее только определенную сумму, необходимую для оплаты товара. Установленный на компьютере или другом гаджете, с которого совершаются покупки, официальный антивирус поможет защититься от вредоносных программ.

Подобные программы могут похищать пароли, делать скриншоты страниц при введении данных, а также уводить через сервисные сообщения на сайты с платной подпиской. И это еще неполный перечень их возможностей.

 

Если оплата происходит через личный кабинет, то при заполнении платежного поручения нужно внимательно проверять реквизиты. Выходить со страницы интернет-магазина необходимо полноценно – сначала закрыть ее, а потом выйти из браузера.

 

– Если случилось так, что кражи денег избежать не удалось и их незаконно списали со счета, то нужно срочно обратиться в банк, к которому привязана карта, – советует Олег Крюков. – Согласно закону «О национальной платежной системе» (статья 9) банк обязан вернуть средства, если клиент сообщил ему об исчезновении денег не позднее чем на следующий день и сам не передавал мошеннику информацию, которая сделала возможной кражу денег. Поэтому очень важно соблюсти сроки подачи такого заявления.

Если все же случилось так, что человек сам сообщил данные своей карты, то можно написать заявление в полицию.

Со своей стороны, Банк России ведет серьезную работу по выявлению и снижению случаев кибермошенничества и киберкраж. С этой целью создана специальная общая база данных. В ней содержится информация о подозрительных счетах, устройствах, людях и компаниях. Если была попытка перевода денег на скомпрометированный счет (хотя бы единожды) или в базе данных уже находятся параметры устройств, с которых осуществляется несанкционированный перевод, банк автоматически остановит такую операцию. База постоянно расширяется для того, чтобы выявить как можно большее количество случаев мошенничества и блокировать их на этапе перевода.

Такая система позволяет останавливать переводы средств даже в том случае, когда мошенники используют приемы социальной инженерии и психологическими манипуляциями заставляют человека сообщить данные карты или четырехзначный код, а затем крадут деньги со счета. Например, кто‑то попался на уловки, рассказал необходимую для списания денег информацию и лишился средств. Такой гражданин написал заявление в полицию, были установлены параметры устройств, счет мошенников и все остальное. Эти данные попали в базу и теперь, если злоумышленники вновь попытаются использовать эти устройства, то такой перевод также будет приостановлен.

 

Ирина Марченко. Фото Кирилла Браги