Весна настала: как вести себя с влюбленным подростком

Любовь нечаянно нагрянет, когда родители ее совсем не ждут. Ребенку нужно учиться, на носу экзамены, а у него в голове одни цветочки да свидания. Что делать: посадить под домашний арест и заставить корпеть над учебниками? Как правильно реагировать на первую любовь, советует детский и подростковый психолог-психоаналитик, игровой терапевт Екатерина Козлова.
Пора влюбляться
Есть ли «подходящее» время для первой любви?
– Смотря что мы понимаем под первой любовью и под любовью вообще. Первым объектом любви у мальчика является мама, у девочки – папа. Но это совсем другая любовь, в отличие от любви двух взрослых людей. В возрасте 4–6 лет влечение детей направлено, как правило, на родителя противоположного пола, и дети хотят занять место родителя своего пола, соперничают с ним.
Дети по‑разному могут это показывать, кто‑то даже говорит, что «женится на маме» или «женится на папе» (имеется в виду, что выйдет замуж). Обычно они очень ревностны к отношениям родителей, к их проявлениям близости между собой.
При определенных условиях в среде сверстников это влечение может перенаправиться, и тогда мальчик уже хочет жениться на Маше из сада или школы и т. п. Такая «любовь», как правило, неустойчивая, объекты «любви» могут сменять друг друга чуть ли не каждый день, в зависимости от ситуации их взаимодействия.
С 7 до 11 лет период развития детей называется латентным, все конфликты зачастую скрыты, дети переключаются на обучение, эмоционально это относительно спокойный период.
На одиннадцатом году жизни (предподростковый период) у мальчиков появляются группировки, они противостоят девочкам и интерес свой показывают грубо: дразнят, бегают за ними, заставляют их гоняться за собой. У девочек интерес к отношениям, противоположному полу усиливается, и он больше, чем у мальчиков.
С началом подросткового периода (13 лет) происходят большие изменения: анатомические, физиологические, гормонального фона и, конечно, психологические. Сексуальное влечение подростка похоже на влечение взрослого, только отношение к этому может быть другим. Для мальчиков девочки еще не представляют значительного интереса, а девочки еще сильнее интересуются мальчиками, могут наблюдаться романтические привязанности. Поэтому в подростковом возрасте внимание девочек может быть обращено на более старших мальчиков, кумиров – известных певцов, актеров, блогеров.
С 16 до 18 лет юноши считаются сексуально более активными, чем девушки. Но, как правило, чувства тут могут быть не задействованы. В современном мире это отдельная проблема не только для подростков, но и для взрослых. Но одна из основных задач подросткового возраста – это полностью перенести влечение с родителей на другие объекты, чтобы удовлетворять эмоциональные и сексуальные потребности.
Некоторые влюбленности этого возраста даже перерастают впоследствии в брак. Поэтому «первой любовью» в обычном смысле разумнее всего назвать то чувство, которое возникает именно в этом возрастном периоде.
Чему учит первая любовь?
– Это опыт. И важно отношение человека к этому, его установки. Иногда, работая с подростками, наблюдаю у них следующие представления: первая любовь обязательно разобьет сердце, я буду страдать. Но это не всегда так. Чтобы изменить подобное отношение, необходимо выяснить, откуда появились такие мысли. Вообще у нас в культуре принято несколько мазохистическое представление о любви: если страдаю, не сплю ночами, есть, пить не могу – это любовь, а если спать и есть могу – нет, не любовь.
Как правильно реагировать родителям? Надо ли поощрять или наоборот попытаться забить голову ребенка другими вещами?
– Нужно относиться с пониманием, как и к любым другим переживаниям детей и подростков. Иначе можно не только испортить отношения между вами, но и травмировать ребенка. Например, подросток придет весь в слезах из‑за неразделенной любви. Часто мы говорим: «Не обращай внимания», «Все пройдет», «Найдешь новую (-ого)», «Это все пустяки по отношению к целой жизни», «Вот у меня было хуже» и тому подобное – это обесценивание чувств. Это означает, что тот, кто это говорит, эмоционально не готов присоединиться и поддержать. Скажите, что вы понимаете, как это тяжело и больно, что все наладится, что это может быть не связано с ним лично, отношения зависят от многих причин. Иногда можно просто поддержать молчанием, своим присутствием.
А что если ребенок влюбляется по два раза в неделю?
– Для детей и подростков это естественно. Главное не смеяться, не ругать, относиться с пониманием, что это возрастное явление.
Помочь любить
Что нужно рассказать детям о взаимоотношениях с противоположным полом? И нужно ли?
– Конечно, надо обсуждать с детьми все, в том числе откуда дети берутся – на их языке и в соответствии с возрастом. Очень важно половое воспитание, сексуальное просвещение подростков. Ведь если родители не будут отвечать на вопросы детей и подростков, то интерес может еще больше усилиться и ответы они будут искать уже у сверстников или (что еще опаснее!) в интернет-пространстве. А версии, которые они увидят или услышат там, могут быть извращенными и вредящими им.
Можно ли сделать так, чтобы первая любовь стала стимулом для личностного роста? Чтобы ребенок стремился учиться лучше, быть активнее, сильнее, интереснее?
– Это индивидуально и зависит от возраста и взаимности чувств. По мнению психологов, состояние влюбленности несколько снижает работоспособность человека, особенно в самом начале. Но в целом, конечно, если чувства взаимные, она может окрылять и вдохновлять.
Какие опасности таит в себе первая любовь?
– Сильные переживания разрыва отношений, неразделенная любовь могут привести к различным последствиям: неврозам, психосоматическим заболеваниям. Но в отношениях необязательно есть опасности. Это опыт, и относиться к этому можно именно так.
Надо ли бояться насмешек со стороны одноклассников?
– Насмешки одноклассников в этом возрасте естественны. Объясните, что сверстники делают это для провокации, из‑за зависти. Нужно защищать себя, но на уровне этикета общения, не поддаваясь на провокации.
Что делать, если ребенок влюбился в человека намного старше себя? И вообще, как реагировать, если вы считаете, что объект любви не подходит вашему ребенку?
– Влюбленности в подростковом возрасте чаще всего проходят. Есть авторитарные, жесткие родители, которые хотят решать вопрос отношений и брака своих детей, но это вызывает лишь сильный протест. Подросток может назло им продолжать отношения. Если в семье царит понимание, дети сами поделятся сомнениями и тревогами. Можно, конечно, высказать свое мнение, что вы видите в связи со своим опытом, но вы не проживете жизнь за своего ребенка. Выбирать ему. Вы можете только показать, что всегда рядом и всегда на его стороне.
Вообще выбор объекта любви закладывается в детстве до 5–6 лет. На это влияет образ отношений между мужчиной и женщиной, который он наблюдал у родителей или представлял тогда. Часто все цитируют Зигмунда Фрейда, что мы выбираем партнеров, похожих на своих мам и пап. Это происходит не так напрямую, но уж точно зависит от наших родителей и опыта, полученного в детстве. Например, если взрослые выбирают партнера намного старше себя, это говорит о том, что те влечения, которые были направлены в детстве на родителей, не трансформировались, не перенеслись на сверстников, и человек почти напрямую выбирает «маму» или «папу», чтобы на них «жениться». Так что повлиять на выбор объекта любви ребенка можно только в дошкольном периоде, и в первую очередь своим примером.
Вероника Скворцова. Фото: pixabay.com.