Ведущие критики страны: "В театрах Волгограда лечат сердце!"

28 октября 2014

На сцене бесновалась капризная девочка. Она с младенчества лишилась слуха и зрения и росла в атмосфере всеобщей жалости и вседозволенности. Даже мужчины украдкой вытирали слезы. Шел второй спектакль в рамках фестиваля «Театральные диалоги: Волгоград-2014». В антракте мы побеседовали с участниками жюри: главным редактором журнала «Театральная жизнь» Олегом Пивоваровым и заслуженным работником культуры РФ,театральным критиком Николаем Жегиным.

 

 

? Как ваши впечатления от волгоградских театров?

 

Олег Пивоваров: – Они приятно поразили меня разнообразием. Так, на первом фестивале были спектакли на все вкусы: от психологической философской драмы «Цареубийцы» до Венедикта Ерофеева. И это самое главное, что в Волгограде есть разные театры: и казачий, и молодежный, и мой любимый кукольный – очень горько, что ушел его руководитель, выдающийся кукольник. А сегодняшняя постановка Отара Джангишерашвили «Сотворившая чудо» – это душа волгоградского театра, этот спектакль может украсить подмостки любого театра не только России, но и Европы.

 

? Олег Иванович, в одном из ваших интервью вы сказали, что многие театры стали проктологами и помойщиками…

 

– Нет-нет, это ни в коей мере не относится к волгоградским театрам! У вас очень хорошие лекари, кардиологи, они заботятся о вашем сердечном и душевном здоровье.

 

? Скажите, насколько уместны в театре обнаженка и нецензурная лексика?

 

–- В театре допустимо все, если это талантливо. И обнаженное тело, если это вытекает из художественной ткани спектакля, может быть очень красивым.

 

– У меня на это чуть-чуть другая точка зрения, – вступает в разговор Николай Жегин. – Вспомните: Горький в пьесе «На дне» отобразил самое дно, самый низ российского общества. Дальше было некуда – ночлежка, где нет никаких норм морали. И если обратиться к первоисточникам Горького, то там наверняка было бы скопище нецензурной брани. В книге Станиславского «Моя жизнь в искусстве» описан интересный факт. Когда Художественный театр обратился к постановке этой пьесы, режиссеры и артисты отправились на Хитров рынок в известную ночлежку. Мат стоял в воздухе, каждое второе слово было нецензурным. Но сейчас, читая пьесу «На дне», где нет ни одного неприличного выражения, разве у нас возникает ощущение, что это какая-то лакировка действительности? Что это художественная неправда? Возьмите всю русскую литературу 19-го века. Того же Достоевского. Разве там есть нецензурщина? Значит, дело не в этом. Русский язык, не прибегая к нарушениям литературных норм, способен передать все многообразие жизни от самого верха до низа. Поэтому я не согласен, когда сейчас для «пущего реализма» в постановках о современной жизни используют мат. Да, к великому сожалению, нецензурщина звучит на каждом шагу и становится почти нормой. Но это никак не доказывает, что художественное отображение жизни в этом непременно нуждается.

 

? Николай Иванович, а что вы думаете по поводу обнаженной натуры в искусстве?

 

– Возьмите Венеру Джорджоне – это возвышенный образ красоты. Или «Нагую Маху» Гойи, где изображена одалиска – публичная женщина, страстно жаждущая своего не возлюбленного, а скорее сказать – покупателя. И все равно это – явление искусства. У Гойи такой высочайший талант, что тут не возникает вопрос об оскорблении нашего нравственного чувства. Возьмите Гогена, его обнаженных полинезиек. Их изображения не ставят под вопрос оскорбление этических норм. А сам художник был глубоко безнравственным человеком, он заразил сифилосом едва ли не половину всех своих натурщиц. Или греческие статуи – это божественная красота. Греция дала нам эталон восприятия красоты. Хотя сам греческий полис с точки зрения нашей морали также был глубоко безнравственным. Вот такой вот парадокс.

 

? А в театральном искусстве есть эталон, театры, с которых нужно брать пример?

 

Олег Пивоваров: – Конечно. Это Большой и Малый театры, а также Художественный – не нынешний, а в его лучшие времена. Сейчас со сцены Академического театра 30 минут звучит отборный мат. Что по этому поводу подумал бы Немирович-Данченко?

 

Николай Жегин: – Мат со сцены эпатирует публику и в эстетическом плане ничего не дает. Причем эпатирует только какую-то часть людей, для которых это в новинку. На Западе этим уже пресытились и перестали интересоваться.

 

? Театр должен развивать?

 

Олег Пивоваров: – Обязательно! Театр должен развивать свой язык, свое искусство, развивать своего зрителя, развивать в нем человека, его душу, держать в тонусе его сердечную мышцу.

 

– И развивать чувство прекрасного! – дополняет Жегин коллегу.

 

Олег Пивоваров: – Конечно! Потому что безобразного вокруг и так много. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, просветление должно быть. А не одурение. И не зомбирование.

 

Наша справка

 

«Театральные диалоги» стали доброй традицией

Впервые фестиваль прошел в Волгограде в марте 2013 года. В нем участвовали девять театров области. Второй областной фестиваль театрального искусства ждали с нетерпением все театралы. В нем также приняли участие 9 театров региона. Волгоградский НЭТ представил на суд жюри три работы: «Продавец дождя», постановку «Вера, надежда, любовь!» и «Сотворившая чудо». Камышинский драматический театр привез спектакль «Пришел мужчина к женщине». Волгоградский музыкальный театр показал «Кавказскую племянницу». Волгоградский областной театр кукол представил «Маленькую фею», а Волгоградский театр юного зрителя – «Шалый, или Всё невпопад». Волжский драматический театр выступил со спектаклем «Добрый человек из…». Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» представил оперу «Евгений Онегин». Волгоградский музыкально-драматический казачий театр поставил «Гвардеец Сталинграда. Лестница времен». И в завершение выступал Волгоградский молодежный театр со спектаклем «Мой век».

 

В рамках фестиваля помимо показа лучших работ волгоградских театров прошли художественные выставки, творческие встречи с членами жюри, мастер-классы и "круглые столы".

 

Столь крупное культурное событие организовано правительством Волгоградской области, Волгоградским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации» и волгоградским НЭТом.

DNG