В Волгограде выбрали "Человека года-2014"

15 января 2015

В Волгограде состоялся смотр-конкурс «Царицынская муза». Названы семь лауреатов, один из которых стал обладателем титула "Человек года 2014 года". Если вы следите за событиями культурной жизни, то наверняка знаете этих людей. А нет – знакомьтесь!

 

 

Общественная премия «Царицынская муза» существует уже более двух десятков лет. Обладателями звания "Человек года" становились многие наши знаменитости – актер Петр Зайченко, композитор Александра Пахмутова, художник Владислав Коваль, дирижер Эдуард Серов и многие-многие другие.

 

Традиционно итоги смотра подводят 14 января. Творческая интеллигенция города-героя собралась в этот день в Музыкальном театре. В историю конкурса вписаны новые имена. «Вечерка» успела задать пару вопросов каждому из лауреатов. Итак, самые яркие представители волгоградской культуры по итогам минувшего года.

 

«Я хожу по Царицыну каждый день»

 

«Умеете ли вы рисовать?» – с таким вопросом обратились со сцены ведущие праздничного концерта ко всем зрителям. Каждый в этот момент вспомнил непонятные каракули, которые он иногда выводит на бумаге от скуки. И лишь скромно стоящий в этот момент за кулисами художник, иконописец, дизайнер, преподаватель, автор серии картин «Образ Царицына» Михаил Чалов тихо улыбнулся. При всем разнообразии способов реализации его искусство уже более 30 лет сохраняет самобытность и вызывает неподдельный интерес у всех волгоградцев.

? Вашей кисти принадлежат 92 картины, этюды, эскизы, основанные на изучении архивных материалов эпохи Царицына. Теперь мы знаем, каким был наш город более 100 лет назад. Но есть ли уникальность у Волгограда с архитектурно-художественной точки зрения?

 

– Я занимался городом в течение последних пяти лет, это наши корни, наше прошлое, которое нельзя забывать. Почему мы знаем историю других городов, например Суздаля, а собственное прошлое забыли. При том что Царицын был богатейшим городом и по культуре, и по архитектуре. Он отличался от всех соседних городов. Архитектура Царицына – это уникальные «кружева» домов.

 

Михаил Чалов честно признается, что сегодня лучше знает Царицын, нежели Волгоград: «Я знаю только те улицы в Волгограде, по которым езжу на работу. А Царицын я исходил вдоль и поперек и дал ему новую жизнь на своих картинах».

 

– Бывает, я смотрю на панорамы Волгограда, а вижу Царицын. Глядя на вокзал, я вижу храмы и соборы минувших времен, замок Миллера, который должен стоять в пойме реки Царицы. Я хожу по Царицыну каждый день, там моя душа, моя Родина. А Волгоград я не вижу. Он стал современным, красивым, но безликим.

 

Русские песни особенно любят китайцы

 

Художественный руководитель вокального ансамбля «Царица», лауреат всероссийских конкурсов Оксана Калинкина – женщина, посвятившая всю свою жизнь русской песне.

? Ваш ансамбль – лауреат Всероссийских и международных конкурсов в Таиланде, Франции, Чехии. Как принимают русскую национальную культуру в этих странах?

 

– Русскую культуру понимают и очень любят в других странах. Везде нас тепло принимают и приглашают выступить вновь. Наши песни и без языкового понимания подкупают слушателей своим многоголосьем. Даже там, где собственная национальная культура очень отличается от русской. Например, Таиланд – очень жаркая и далекая страна, их культура более спокойная, жизнь более медленная. А у нас все наоборот. Наверное, именно поэтому тайцы нас так и любят, две абсолютно разные культуры притягиваются друг к другу. А французы всегда любили и любят русскую культуру, ведь там живет очень много наших эмигрантов. Но особенно любят наши песни китайцы. Просили «Катюшу», «Подмосковные вечера» и пели вместе с нами, притом что по-русски не говорят.

 

? Говорят, народники силой голоса способны разбивать стекло. А есть у вас уникальные способности?

 

– Мы не ставили таких опытов, – смеется Оксана Степановна. – Но этот факт о силе вибрации давно известен и относится не только к народникам. Меж тем, сила голоса не всегда так важна, как душа. Одни ноты не делают музыку. Песня должна быть наполнена смыслом, переживанием и душой исполнителя. Только тогда она будет иметь силу воздействия на своих слушателей. Можно разбить стекло и не достичь душ слушателей, а можно обойтись без этого и исполнить песню так, что она останется в памяти. Были моменты в жизни, когда петь совсем не хотелось. Но спустя всего неделю песня возвращала меня к жизни. До сих пор, если я иду на работу и у меня болит голова, я знаю, что когда я начну петь, боль обязательно пройдет. Настоящая песня лечит и душу, и тело.

 

«Меня очистило небо»

По-военному чеканя шаг, на сцену поднялся подполковник запаса, военный летчик, известный волгоградский писатель, член Союза российских писателей, поэт, сценарист, автор и исполнитель собственных песен Олег Бажанов. Минувший год стал для него знаменательным. Он закончил свою десятую книгу, которая увидит свет уже в этом году. Четыре книги в 2014-м вышли в Канаде, где Олега Бажанова уже давно считают своим писателем. «Но хотелось бы, прежде чем я стану народным канадским писателем, чтобы меня знали в России», – улыбается автор.

 

? Вы пишете взрослые сказки. А чем они отличаются от детских? И нужны ли взрослым сказки?

 

Мы постоянно придумываем себе сказки. А я лишь приоткрываю кусочек чего-то светлого в отношениях взрослых людей. Но я никого не учу жить. В моих книгах описаны взрослые чувства, судьбы реальных людей, волгоградцев.

 

? Как известно, «Сказка ложь, да в ней намек» – какую сказку и с каким намеком вы написали бы специально для волгоградцев?

 

– Самая лучшая сказка для Волгограда была бы о том, что к нам придут работать госмужи не на теплое доходное место, и не временщики. А придут те, за кого нам стыдно не будет. Да и у них самих это чувство стыда за то, до чего они довели город, будет присутствовать. Думаю, если кого-то сделать «иванушкой-дурачком» да «по щучьему велению», то сказка получится замечательной!

 

? Вы как-то сказали « Судьба каждого человека – целый роман, основанный на фактах». Какие особенно дорогие и удивительные факты есть в вашем «романе»?

 

– Мне повезло. Я летал, я знаю, что такое небо, а оно делает чище любого человека. Там подлецы не задерживаются. С тех пор я могу видеть, чувствовать и понимать по-настоящему. Это самое лучшее, что я получил в жизни.

 

Обращаясь ко всем читателям «Вечерки», Олег Бажанов произносит: «Люди, пожалуйста, умейте видеть тех, кто рядом».

 

«Жизнь – народу, а душу – Богу!»

 

Лауреатом премии стал фольклорный ансамбль Волгоградского социально-педагогического университета «Покров». Его бессменным руководителем является Виктория Путиловская.

? Казачество становится модным трендом. А на самом деле много ли сегодня настоящих казаков?

 

– Слово «модно» не подходит для казачьей культуры. Пришло время собирать камни, и та культура, которая уничтожалась на протяжении последних 90 лет, сегодня как птица Феникс возрождается из пепла и занимает место в современном обществе. По внешним признакам определить, что перед тобой казак, очень сложно. Но он всегда отдаст свою жизнь за православную веру, за Дон-Волгу и свое Отечество. Этим и отличаются настоящие казаки.

 

? Преподавание в вузе, защита диссертации, разработка методических материалов – пособий, книг, написание статей, при этом продолжение работы уже в профессиональном фольклорном коллективе – как все удается совмещать? Семья не ревнует?

 

– У меня нет деления на семью, работу, отдых, дом. О себе, конечно, нельзя сказать «человек мира», но я действительно не принадлежу самой себе. Я не могу болеть, потому что я нужна своим близким и друзьям. Я нашла свое призвание, выбрала: жизнь – народу, а душу – Богу.

 

 

«В жизни я очень добрый»

 

В числе лауреатов «Царицынской музы-2014» и любимец волгоградской публики ведущий актер Волгоградского молодежного театра Владимир Захаров.

? Вы органично играете элегантного Марка в спектакле «ART» и задумчивого Марио в «Любви до гроба», беспринципного Эдди в спектакле «Gagarin Way». А каков вы на самом деле?

 

– Какой я настоящий, знают мои близкие и друзья. Для них я всегда стараюсь оставаться интересным и отзывчивым. Мне кажется, что в жизни я очень добрый, поэтому, когда прихожу в театр и в течение получаса хожу и никому не улыбаюсь, ко мне моментально подлетают друзья и спрашивают, что случилось. Я могу быть задумчивым, но для грусти никогда не оставляю времени. Я выбрал такую профессию, потому что мне интересно быть разным именно на сцене. Я убежден, чем больше у артиста ролей и разных амплуа, тем ярче он раскрывается в своем творчестве.

 

? Ваш самый любимый сценический образ, роль, которая стала частью вас самого?

 

– Любимой роли у меня нет, ведь останови свой выбор – это значило бы, что мне пора заканчивать заниматься этой профессией. Мне дороги все роли. Есть особенно запомнившиеся. Меня по-хорошему переделала роль в спектакле «Чудики» по рассказу Шукшина. Переделала в отношении к автору. До этого спектакля я воспринимал его как кинорежиссера и киноактера. Как писатель он меня не трогал. Но в процессе работы над ролью,я проникся его рассказами и только тогда по-настоящему понял, что действительно хочу сыграть эту роль. Меж тем, я сторонник того, что нужно отделять реальную жизнь от профессии.

 

Все свои маски, говорит актер, он обязательно снимает вместе с театральным костюмом и гримом.

 

 

«Волгограду к чемпионату – "Розу ветров»

 

Сергей Щербаков – скульптор, заслуженный художник России. Его работы уже заняли почетные места в частных коллекциях ценителей в Англии, Франции, Германии, Голландии, США, Китае, Австрии. А волгоградцы знают Сергея Щербакова как создателя первого невоенного памятника нашего города – «Ангела-хранителя Волгограда».

? Недавно вы показали макет своего нового проекта – памятника, который будет установлен к чемпионату у главной спортивной арены города. Как родилась эта идея и действительно ли она получит свое воплощение?

 

– О чемпионате вести разговор начали уже давно. Это большое событие, которого, возможно, в нашем городе больше никогда не будет. Предлагалось заложить капсулу для потомков в основание стадиона. Но параллельно возникла идея обозначить место закладки капсулы памятником. Я создал макет и предложил его «ближайшему кругу» города и региона. Думаю, он им понравился, но о том, будет ли он реализован, пока говорить рано. Главный спортивный памятник Волгограда я вижу именно как символически воплощенную в бронзе «розу ветров» – лица, направленные в четыре стороны света. На нем на накладках из нержавеющей стали, как в световых отблесках солнца, будут выгравированы все мировые футбольные клубы, имена футболистов.

 

? Почему именно этот символ?

 

– В своей пластичной структуре он олицетворяет Волгу, а сам символ «роза ветров» – это люди и футболисты, съехавшиеся в Волгоград со всего света. Это символ единения. А посередине памятника в виде гранитного фонтана будет находиться уникальный футбольный мяч с эмблемой чемпионата. К памятнику можно будет пройти, ощутить его символизм и самобытность нашего города. Я уверен, Волгоград во время чемпионата должен предстать перед гостями города современным, развивающимся в плане культуры, а для этого еще многое предстоит сделать.

 

«Театр – это моя семья»

Несмотря на все заслуги остальных лауреатов конкурса «Царицынская муза-2014», победителем, как и в прежние времена, мог стать только один. Единогласным решением, с огромным отрывом в голосовании «Человека года-2014» стал заслуженный артист России, ведущий актер Волгоградского областного театра кукол Александр Вершинин. В его творческом багаже более 100 ролей.

 

? Какую роль в своей жизни вы считаете главной?

 

– Наверное, муж заслуженной артистки, – улыбается Александр. – Семья – это как раз то, что меня привело в театр и чего мне всегда не хватало. Я потерял любимого человека и искал «омут», который меня затянет. Когда я познакомился с театром кукол во всех его проявлениях, я остался в нем навсегда. Следующей главой моей жизни стало то, что я нашел здесь своего любимого человека и театр стал моей семьей. Жизнь и театр соединились.

 

? Кто в вашем деле важнее – человек или кукла?

 

– С куклой нужно дружить, куклу нужно любить, и тогда она ответит тебе взаимностью. Кукольное искусство – это диалектика художественного и актерского начал. Куклу создает художник, а актер ее оживляет, вкладывая частичку себя. Отделить себя от куклы для меня просто невозможно. Все должно быть в равновесии – и кукла, и актер. Кукольный театр – это действительно уникальный эксперимент!

DNG