В Волгограде узнали, как библиотекам заинтересовать читателей

В рамках регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура» модернизируют библиотеки в городах и селах области. Здесь делают дизайнерский ремонт, ставят современные компьютеры, пополняют фонд новыми книгами. Жительниц региона спросили, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы библиотеки пользовались спросом.
«Главное – личность библиотекаря!»
Ольга Абдуллаева, замдиректора по методработе Волгоградской областной детской библиотеки:
– Привлечь людей, в том числе детей, в библиотеки достаточно просто – нужно, чтобы были хорошие фонды плюс уютная обстановка, приветливые сотрудники.
Если библиотекарь – профессионал и умеет найти подход к ребенку, вовремя посоветовать, что почитать, знает детскую психологию, не акцентирует внимание на каких‑то особенностях детей – чрезвычайную застенчивость или раскрепощенность, то с любым ребенком можно найти общий язык.
И если такой увлеченный своим делом специалист работает, то неважно, на самом младшем он абонементе или на старшем.
Практика показывает – даже нечитающий ребенок найдет в библиотеке отдушину, человека, с кем можно пообщаться. Иногда дети приходят по интересам – их может не оставить равнодушным, что библиотекарь хорошо рисует или играет в шашки.
Все очень индивидуально, все зависит от личности. Поэтому прекрасная материальная база библиотеки – не самое главное. Советский лозунг «Кадры решают все» так же актуален и в наши дни.
«Нужно прививать любовь к книге»
Ольга Гордеева, директор Серафимовичского районного литературно-краеведческого музея:
– В последнее время мне симпатично и привлекательно такое направление, как уличная библиотека – буккроссинг. Их сейчас обустраивают во многих парках и скверах городов. Это не только модно, но действенно и эффективно, по себе знаю.
Люди отдыхают в парке, заняться нечем, они берут в руки живую книгу, родился интерес, взяли домой, а потом вернули не только ее, но и свою, уже прочитанную любимую, на обмен. У нас на работе началось такое движение – мы стали собирать с коллегами книги, чтобы поделиться самым интересным, тем, что заинтересовало нас самих.
Начинать прививать любовь к «живой» книге надо с истоков, с садика, со школы. В наше время это сделать можно только в ограниченной форме, но все же надо пытаться завоевывать подрастающую аудиторию разными способами. В том числе с помощью электронных книг.
Многие перешли на них – это, конечно, удобно, есть возможность почитать в любом месте в любое время.
«Уметь презентовать»
Анжелика Потапова, тренер:
– Мне близка такая идея, как презентации книг в садике, школе, когда сотрудники библиотеки сами, что называется, идут в народ. Они раньше всех узнают о новинках, об авторах, им по долгу работы — это положено.
Так почему бы не поделиться этой информацией с родителями, которые крутятся как белка в колесе, подчас не имея сил почитать детям сказку на ночь.
Я на всю жизнь запомнила свой первый поход в библиотеку на презентацию. Прикосновение к книге, ее запах, новые хрустящие страницы – это невероятно приятные впечатления и воспоминания. И когда видишь на полке столько интересных книг, так хочется их все прочесть.
Поэтому надо привлекать читателей любым способом дойти до библиотеки, а вот когда они наконец‑то переступят ее порог, то я уверена, сотрудники сделают все возможное, чтобы они приходили снова и снова.
Презентации могут быть не только новинок, но и известных книг. Взгляд под другим ракурсом, другого человека подчас заставляет посмотреть на книгу иначе, прочесть ее снова и найти для себя новое и неизведанное.
Заинтересовать ребенка может любящий детей профессионал, это самый главный фактор и это сразу видно невооруженным глазом, а дети остро это чувствуют, их не обманешь.
Марина Злобина. Фото ИД «Волгоградская правда».