В Волгограде работают бесплатные кружки для детей

21 июля 2021

Когда родители замечают, что их ребенок тянется к какому-то виду деятельности, творчеству и хочет развиваться в этом направлении, встает вопрос, как ему помочь.

 

О том, как правильно подобрать кружок или секцию для ребенка, рассказал руководитель Волгоградского технопарка Амир Залялеев.

Для осознанного выбора нужна информация

В чем главная сложность выбора будущей профессии для детей?

– Есть как минимум две основные проблемы. Первая – слабые представления о том, какую конкретно деятельность в какой профессии нужно осуществлять, будешь ли ты в этом успешен и, самое главное, будешь ли ты получать удовольствие от этой работы.

Например, ребенок говорит, что станет врачом, потому что хочет помогать людям. Это благородное устремление, но скорее романтическое, за которым часто стоит нечеткое представление о специфике работы врача, начиная от осознания длительности подготовки к работе до собственной моральной устойчивости.

Эта проблема плавно перетекает во вторую: недостаток достоверной, новой информации о профессиях. И если о давно привычных профессиях мы обладаем некоторыми сведениями, то информация о профессиях, которые возникли в последние 5–10 лет и будут актуальны в ближайшем будущем, труднодоступна или плохо структурирована. Обратите внимание, 20% студентов не заканчивают вуз, а более 60% выпускников не работают по специальности. Именно поэтому возникла идея проекта. Подростковый возраст является наиболее ответственным периодом, когда ребята узнают себя и им необходимо рассматривать свои интересы как возможность для профессионального выражения. Им нужно помочь. К сожалению, аналогичные профориентационные проекты в большинстве своем реализованы в формате коммерческих курсов. Это сразу отрезает от них детей из малообеспеченных семей. В отличие от них наш проект будет проводиться на полностью безвозмездной основе.

Как оценить перспективность будущей профессии?

– Насчет «умирающих» профессий у меня есть несколько непопулярное мнение. Отмирание профессии – это долгий процесс, который длится десятки лет. Ведь сферы деятельности человека не отмирают, а только множатся, и одна профессия просто заменяется другой. Так, когда‑то работа кучера была заменена работой шофера, но и это произошло далеко не сразу. Оценить перспективность профессии можно, проследив ее развитие и техническое переоснащение за последнее время.

Для этого нужно следить за появлением передовых разработок и за их скоростью прогрессирования в различных областях науки. К примеру, развивающаяся сегодня робототехника делает все более актуальной профессию программиста и инженера по автоматизации различных отраслей.

К примеру, считывание лица для разблокировки телефона, голосовой помощник, онлайн-переводчик стали абсолютно для нас привычными. За эти самообучающиеся технологии мы должны быть благодарны концепции нейросетей, зародившейся еще в сороковых годах прошлого столетия. А сам толчок реализации был дан только в 2007 году благодаря разработке новых алгоритмов в университете Торонто. Это сделало профессию специалиста по разработке нейросетей востребованной и высокооплачиваемой. Данный пример хорошо показывает, как важно учитывать передовые научные разработки, которые впоследствии станут базой актуальных, нужных профессий.

Блогер – работа?

Мир меняется, возникает множество разных профессий, о которых мы раньше не слышали. Но наверняка есть какие‑то знания, навыки и умения, которые могут пригодиться всегда.

– Совершенно верно, такие навыки выделяются специалистами по подбору персонала в отдельную категорию, их называют «надпрофессиональными компетенциями». Наиболее важные из них – это критическое и системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, мультиязычность и информационная компетентность. Есть еще один важный навык, который освоить сложнее вышеперечисленных, – это навык постоянного самообучения. Но сложен он скорее психологически, чем технически: люди часто привыкают идти по проторенной дорожке и выполнять свою работу так же, как делали ее всегда, упуская возможность обучиться новым методам работы и сделать ее более эффективной, комфортной и простой. Преодолеть психологические и технические барьеры в самостоятельном обучении помогает владение надпрофессиональными навыками.

Сейчас многие подростки отказываются учиться, заявляя, что станут блогерами и будут зарабатывать миллионы на просмотрах. Как их переубедить?

– Интернет – огромная труднорегулируемая среда, которая может влиять по‑разному. В большинстве случаев желание стать блогером указывает примерно на такое содержание: «Мама, мне неинтересно учиться». Ребенок пытается найти любой убеждающий повод отказаться от учебы. Это не просто слепое следование моде, тут есть более глубокая проблема – отсутствие маяка, ориентира и понимания, зачем школа нужна самому ребенку.

Если помочь школьнику определиться с его склонностями, то он будет мотивирован к обучению, тогда появятся любимые школьные предметы, в которых ребенок будет осознавать необходимость, так как от их знаний зависит его успешное обучение профессии.

Если речь идет об уникальном случае, когда ребенок действительно желает стать популярным блогером, то тут можно вспомнить самый первый вопрос интервью и повториться, что подросток не знает, сколько работы блогера спрятано за кадром. Лучшее, что может сделать родитель, – это поддержать ребенка и помочь ему разобраться в том, что же такое блогинг. Это тоже работа, которую можно сравнить с работой на телевидении. Чего стоит только видеомонтаж, настройка звука, графики, проработка сценария и, в конце концов, актерская игра. Если поддержать подростка в его желании развиваться, то он либо откажется от этой идеи, опробовав ее и испытав неудачу, либо сменит вектор развития. Благодаря этой попытке, вероятнее всего, он продолжит свою реализацию и в таких более узкоспециализированных престижных профессиях видеомонтажера, оператора-постановщика, звукорежиссера и даже сценариста. Однако есть хорошая новость и для ребят, которые упорно продолжают двигаться в направлении мечты. Для удержания аудитории, популярности блогеру необходимо совершенствовать содержание транслируемого материала: достичь этого можно только с помощью самообучения!

Обучайся, играя

Как будут проходить занятия? Получится ли совмещать с учебой?

– Занятия планируется проводить в четырех районах города в кружковом формате, поэтому совмещение со школой и другими секциями легко осуществимо. Длительность – два академических часа с переменой. Курс – шесть недель по одной дисциплине в неделю. Занятия будут вести инструкторы по робототехнике, имеющие большой опыт работы с детьми и подростками. К началу проекта они пройдут подготовку, а далее нами будут проработаны методические материалы, представленные разработчиками игрового набора. Занятия начнутся в сентябре, сейчас идут подготовительный этап и набор участников. Дополнительно интересующую читателей информацию можно узнать лично у меня по номеру телефона +7‑999‑629‑80‑63, написав мне в Viber, Telegram, WhatsApp. Занятия будут проводиться с помощью комплекта специальных настольных игр, они помогут познакомить подростков с новыми профессиями в живой интерактивной форме, научить оценивать перспективность той или иной профессии, а также определить надпрофессиональные навыки, которые ему нужно будет развивать для успешной работы. Наш проект получил поддержку Фонда президентских грантов, и участие для детей из многодетных семей абсолютно бесплатно.

 

Вероника Прокопьева. © Фото Сергея Григоренко.