В Волгограде особенных детей учат быть профессиональными моделями

22 сентября 2022

Модельная внешность и возможность показать себя во всей красе – естественное желание любого подростка. Дети с ограниченными возможностями здоровья в этом плане не исключение – многие из них мечтают увидеть себя на обложке модного журнала или блистать на подиуме в дизайнерской одежде. Вот только школы моделей для детей-инвалидов в стране можно пересчитать по пальцам, и зачастую мечта так и остается нереализованной. Волгоградским ребятам повезло – благодаря президентскому гранту у них появилась возможность обучиться модельным премудростям и стать ближе к своей мечте. Как появилась особенная школа и чем она отличается от других подобных заведений, рассказала руководитель проекта-победителя Оксана Муртазаева.

 

Идея проекта возникла у Оксаны Владимировны совершенно случайно, рассказывает она.

– Однажды сын моей знакомой, которая работает психологом, в разговоре упомянул, что за рубежом существуют модельные школы для особенных ребят, и предложил открыть такую же в нашем городе.

 

Идея показалась женщине очень интересной, но оказалось, что в России существует всего 2–3 подобных заведения с такой направленностью. При этом они больше специализировались на фотосессиях, а не на том, чтобы научить таким вещам, как модельная походка, умение держать себя соответствующим образом, находить и подчеркивать свои достоинства, скрывать недостатки и многому другому, рассказывает волгоградка.

 

Прежде чем воплотить идею в жизнь, был проведен опрос среди родителей детей-инвалидов, и 98% из них сказали, что им будет интересен этот проект. Затем было принято решение подать заявку на конкурс президентских грантов. В январе текущего года стало известно о победе проекта, но сама реализация началась в июне. Сначала проходила организационная работа: оформлялись арендные договоры, подготавливалось помещение. Сами занятия начались со 2 июля.

 

Свое название проект «ПОДиУМ» получил не просто так. Он расшифровывается как «проект особенных детей и уникальной молодежи». Название было придумано совместно с родителями. Создателям школы было важно сделать акцент на уникальности и особенности моделей, ведь они действительно необычные.

 

В школу моделей могут ходить не только дети, возрастных ограничений здесь не предусмотрено, рассказывает Оксана. 

– Мы не устанавливали строгие возрастные границы. На сегодняшний день самой младшей ученице 4 года, а старшей – 22. Уже набралась группа из 25 участников, хотя проект предполагал только 15 человек. Но мы понимаем, что ходить регулярно на занятия будут не все, ведь многие детки долгое время находятся на реабилитации, на лечении или в санаториях.

 

В школе детей обучают не только модельным навыкам, но и учат показывать свои лучшие стороны. Педагоги подчеркивают индивидуальность каждого ребенка, которую можно продемонстрировать. Кроме того, в модельное агентство приглашается не только ребенок с инвалидностью, но и его брат, сестра, другие родственники.

 

То есть это хорошая социализация не только для детей с особенностями развития, но и для нормотипичных ребят. Потому что не все они имеют навыки общения с инвалидами, даже несмотря на то, что брат или сестра относятся к этой группе. Здесь же они начинают видеть, что инвалиды бывают разные, и затем доносят это до своей группы сверстников.

 

Также следует понимать: мода – это не только одежда, обувь, аксессуары, но и ортопедическая обувь или средства реабилитации (инвалидная коляска, например), которые тоже могут быть красивыми. Сегодня производители делают акцент как на функциональности, так и на внешнем облике ТСР. Для демонстрации таких изделий нужна как раз особенная модель.

 

– Думаю, после обучения наши ученики с этой задачей справятся. Еще одна цель – раскрепостить ребят. У нас есть урок – пластика тела, где они учатся в том числе свободно общаться друг с другом, что особенно важно для инвалидов с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна. Эту дисциплину преподает очень хороший педагог, бывшая модель, творческий человек, руководитель инклюзивного театра Юлия Фоторная. Также проходят уроки по визажу, косметологии, которые проводят соответствующие специалисты.

 

Все занятия сопровождает психолог – если у детей или родителей возникают какие‑то сложности или вопросы, они сразу же решаются. Специалист присутствует на фотосессиях, показах, чтобы помочь моделям избежать стрессового состояния. Есть и свой фотограф, который  делает каждому портфолио, дает уроки правильного позирования перед камерой. Мамам мы тоже предлагаем обучаться уходу за собой и детьми (ведь не каждый ребенок физически сможет справиться, и мама становится помощником), правильно фотографироваться, подбирать косметику.

 

По проекту предусмотрено не только обучение детей, но и участие в показах. 

– У нас предусмотрено два показа – один планируем организовать ко Дню инвалидов, а второй – в конце обучения. Программа запланирована на один год. На первом показе ребята будут демонстрировать вещи из своего гардероба, а для завершающего планируем сшить костюмы, скорее всего, это будет какая‑то линейка летней одежды. Обязательно пригласим парикмахера, который имеет опыт работы с особенными детьми и сделает ребятам красивые прически.

 

Детям очень нравится обучение в этой модельной школе, отмечает руководитель проекта. Для многих это не просто исполнение мечты, общение, но и какое‑то движение вперед, самореализация. Все идут на занятия с удовольствием, уходят довольные, с радостной улыбкой на лице, не только дети, но и мамы. Это самое главное.

 

– Мы родителям сразу при поступлении объясняем: здесь не только красивая фотография, это другое, акцент сделан на образовательный момент и общение. Показателен в этом плане вывод одной мамы. Она всегда старалась оградить свою дочь от других детей с инвалидностью, не относила ее к этой группе, несмотря на то, что статус у девочки такой есть. А в процессе занятий вдруг осознала, как была не права. Поняла, что дочь стала совсем другая, раскрыла себя.

 

Но самое главное, и сама мама тоже по‑другому посмотрела на особенных детей, и, возможно, случился как раз момент принятия, потому что многим семьям тяжело принять особенных детей. А это одно из самых важных качеств матери: если принимают они, принимают и окружающие.

 

В перспективе проект будет расширен, и руководство планирует, что агентство будет существовать не только до июня 2023 года, но и дальше. Возможно, появятся отделения в районах области: Камышине, Урюпинске и даже в других регионах.

 

Ирина Марченко, Анастасия Домникова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив.