В Волгограде детей начнут учить по уникальной системе заслуженного учителя России Владимира Жохова

фото sistemazhokhova.ru
С нового учебного года в Волгограде появятся начальные классы, обучающие детей по системе заслуженного учителя России Владимира Жохова. Амбициозная система обещает, что уже к первому классу дети будут знать таблицу умножения, научатся бегло читать, перестанут болеть, а домашние задания для них будут только в радость. О том, как попасть в класс Жохова и все ли дети становятся отличниками, рассказала Виктория Карасева, одна из организаторов этой системы обучения в нашем городе.
В согласии с природой
Основной принцип новой для волгоградского образования методики – прививать знания ребенку в согласии с природой, не заставлять зубрить и через силу учиться.
– Владимир Жохов практически всю жизнь посвятил созданию этой методики. Он видел, что дети меняются на глазах, если их учить по-новому, что меняется их восприятие информации, – говорит Виктория. – Он изучил огромное количество методик обучения, включая те, что были приняты в дореволюционной России.
Основную идею Жохов позаимствовал у известного швейцарского педагога-гуманиста Песталоцци, который 200 лет назад разработал теорию природосообразного обучения детей. Проще говоря, обучать детей стоит с учетом естественного развития человеческой природы. Только так можно пробудить в ребенке интерес к знаниям.
«Натуральное» образование предполагает, что если ребенок устал сидеть за партой, он может встать и пройтись. Хочет ответить на вопрос – не обязательно поднимать руку, отвечай, когда хочешь. Полная свобода действий позволяет впитывать знания естественным путем.
– Следуя системе Жохова, ребенок не тратит время на скучные уроки в начальной школе. Программу первого класса дети заканчивают уже в сентябре, а до конца года заканчивают весь курс начальной школы, – поясняет Виктория. – Да, вы правильно поняли – за год «жоховские» дети проходят программу, на которую в обычных школах тратят четыре года!
Пилотные классы уже открылись в Челябинске, на родине создателя этой системы. С первого года обучения результаты оказались просто ошеломительными. Будучи учителем математики, Владимир Жохов разработал систему, благодаря которой дети к концу 1-го класса с легкостью управляются с дробями, а к четвертому – решают около 200 сложных примеров и задач.
– Во 2-м классе начинается изучение литературы, музыки, географии, астрономии, истории, решают нестандартные изобретательские задачи. Таким образом, формируется надежная база знаний для обучения в старших классах, – продолжает Виктория. – Весь учебный материал находится у учителя. Детям не нужно таскать с собой уйму учебников, все знания в открытом доступе.
Некоммерческая основа
Информация о системе Жохова передается между родителями по сарафанному радио. Добровольцы открывают классы самостоятельно на базе общеобразовательных школ. На свои деньги они нанимают учителя и покупают методическую базу.
– Нам пошло навстречу руководство школы № 16, и 1 сентября здесь откроется сразу два класса по системе Жохова. Я не сомневаюсь, что это только начало, а потом все больше ребят будут учиться по-новому, – считает Виктория.
Учителя подбираются такие же «заряженные» на развитие ребенка, как и родители. Не всякий заслуженный учитель, проработавший в школе 30 лет, будет петь в начале и конце урока с детьми песни, проводить зарядку, поощрять просмотр мультфильмов, играть в развивающие игры, обсуждать интересующие темы. Ведь в вузах будущих учителей учат совсем другому подходу, более строгому и системному.
А вот по методике Жохова учитель на уроке сначала говорит о чем-то интересном, даже не связанном с основным предметом: о самолетах, кораблях, животных. Когда дети захвачены какой-то темой, уже затем педагог может легко переключить их внимание в любое русло, объясняют специалисты.
Это позволяет усваивать ребенку в восемь раз больше информации, чем ученикам обычной общеобразовательной школы. А еще Владимир Жохов считает, что чем больше движения, тем быстрее работает мозг. Поэтому дети в его классах подвижные, громко говорят и поют. Такой подход позволяет не только впитывать знания, но и способствует социальной адаптации, ведь на этом празднике жизни трудно быть изгоем.
Нет места хаосу
За дисциплину в «жоховских» классах никто специально не борется, ребенка никогда не накажут за плохое поведение. Но каких-либо конфликтов и проблем в коллективе почти не возникает. Понимание того, как себя вести, складывается само собой.
– При внешней хаотичности каждый урок на самом деле расписан по четкому регламенту, по минутам, – поясняет Виктория. – Учитель ведет урок, используя компьютер, экран и проектор. Жохов разработал мультимедийную поддержку к каждому уроку.
Согласно исследованиям, развитие правого и левого полушарий головного мозга не может быть разорванным. То есть решил математическую задачку – побегай или спой песенку, так левое полушарие быстрее запомнит информацию и закрепит необходимые знания. В результате уже к концу 2-го класса дети умножают трехзначные числа в уме за пару минут.
– Конечно, для нас для всех это эксперимент, но кто из родителей не хочет лучшего для своих детей? – резюмирует Виктория.
Справка
Владимир Иванович Жохов – заслуженный учитель РФ, автор множества школьных учебников, справочных математических таблиц и методических пособий. Имеет более 300 научных публикаций. Почти полвека он проработал в педагогике – учителем, методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей, преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина.
Мнение «против»:
Личный опыт мамы из Москвы
Сын Ольги Костиковой полгода учился по системе Жохова, и вот что она говорит.
– Да, все эту методику только хвалят, но нам она не подошла. Во-первых, приходится платить, от этого никуда не деться. У нас выходило в среднем 10-12 тыс. в месяц. В классе было 28 детей, занятия начинались в 9.30 утра. Сын ходил в школу хорошо, без конфликтов, но рассказывал, что на уроках много шума – дети в классе были в возрасте от четырех до девяти лет, все разделены по группам. Домашние задания были, но учитель запрещал принуждать ребенка – говорил, что мы должны дождаться, когда он сам начнет их выполнять, когда у него проснется интерес. Не проснулся! Мы не выдержали и тайком все-таки стали его заставлять и помогать. А многие одноклассники за полгода ни разу так и не сделали домашние задания, это мне рассказывали другие родители. Это значит, что помочь ребенку дома трудно. Очень своеобразная манера обучения письму, совсем не так, как нас учили. В итоге все же решили уйти, потому что, несмотря на хорошие результаты, например, в математике, по чтению и русскому языку знания были ниже, чем в обычной школе. А окружающего мира вообще не было, поэтому когда мы решили все-таки пойти в другой класс, то пришлось наверстывать по этому предмету.
Маргарита Бабанова, Александр Поляничко