В Волгограде бравого казака соберут из бронзового «конструктора»
9 мая в Волгограде появится бронзовый герой – памятник легендарного Недорубова навсегда займет свое место в сердце города-героя. Автором монумента стал заслуженный художник России Сергей Щербаков. «Вечерний Волгоград» побывал в мастерской скульптора.
Рождение монумента
В мастерской Щербакова по-домашнему уютно и тепло. Приглушенный свет и звуки радио. Творческий беспорядок, среди которого островками вырастают удивительные скульптуры: из идеального торса Адама прорывается многоликое древо человечества, а чуть поодаль из металлического яйца рождается искусственный разум.
Работы Щербакова есть в Третьяковке, в коллекциях английской королевы, герцога Кентского, ценителей искусства из ФРГ, Франции, США, Китая, Австрии. «Живут» они и в Волгограде, например, «Ангел-хранитель» или памятник автомобилисту, вызывающий улыбку у прохожих .
Работа над каждой скульптурой требует немало времени, порой от идеи до воплощения проходит несколько месяцев. Первый этап – пластилиновый эскиз, который можно удержать в руке. Только на этот эскиз скульптуры полного Георгиевского кавалера, командира эскадрона, гвардии капитана Константина Недорубова у Сергея Щербакова ушло два месяца. Второй этап – еще два месяца работы уже над моделью в натуральную величину из глины, когда автор прорабатывал каждую деталь, приближая образ к архивной фотографии казака.
А дальше мастер снимает гипсовые слепки, которые отправляет на художественный комбинат в город Жуковский Московской области в руки специалистов-литейщиков и сварщиков, призванных облачить гипс в металл за 20 дней. Гипсовые детали наполняются воском и быстро твердеющей смесью на основе земли. Затем их разбирают, и скульптура предстает в воске, надетом как кожа на земляную болванку. После этого фигуру покрывают специальным составом, просушивают, образуя огнеупорную оболочку – тонкостенную керамическую форму, в которую на место воска заливают расплавленный металл при температуре порядка 800 °С . Каждая форма используется лишь однажды и потом отправляется в утиль. А полученные детали собирают, как конструктор, по частям – сваривают и свинчивают одну с другой на шпильки, шлифуют и полируют.
– Бронзовая скульптура весом 350-380 килограммов и высотой около 2 метров будет открыта на метровом постаменте правее от входа в музей-заповедник «Сталинградская битва», – рассказывает Щербаков. – Это портрет в объеме 3D-формат, как сейчас модно говорить. В ней Недорубов совсем молодой, но на его бронзовой груди уже покоятся три Георгиевских креста.
Дорогой казак
Волгоградский Недорубов не случайно будет отлит из бронзы. Чугун дешев, но из него льют только декоративные изделия для улицы, не требующие детальной проработки. Из податливого алюминия – хрупкие, но пластичные скульптуры. А вот бронза создает образы «на века». Но это дорогой металл – 2500 рублей за кг. С учетом веса «казака» получается, что скульптура будет стоить в районе 900 тыс. рублей.
– Бронза поддается любым изменениям и принимает любую форму, – рассказывает Сергей Щербаков. – Это самый благодатный материал для скульптора и самый красивый. Впрочем, возможно, что бронза скоро уступит место легкому алюминию и его сплавам. Но алюминий – это все-таки искусственно созданный материал, и с ним возникают проблемы из-за погодных изменений, а натуральный сплав бронзы как будто говорит с природой на каком-то своем языке.
«Скорбящая» плачет
Однако свою главную скульптуру, благодаря которой Щербаков получил мировую известность, мастеру пришлось творить из дешевого и недолговечного бетона. Композиция «Скорбящая» – пронзительная, напоминающая одновременно часовню и фигуру матери, держащей колокол, – установлена на мемориальном кладбище советских солдат у села Россошки Городищенского района. В 1999 году ее копию установили в Лондоне с личного дозволения королевы. В 2001 году – в Берлине и Саратове. Это единый скульптурный комплекс в память о погибших в великой войне и напоминание о единстве народов перед лицом фашизма. Все скульптуры, кроме нашей, центральной, выполнены в бронзе. Бетонная «Скорбящая» в Россошках после каждого дождя темнеет и обсыпается, скоро начнут отваливаться куски.
– Это наше лицо, которое видят гости со всего мира, лицо страны-победителя, – говорит Щербаков, и в глазах проскальзывает печаль. – Надеюсь, что рано или поздно «Скорбящая» на сталинградской земле будет отлита из бронзы.
Мир из кубиков информации
– Я современный скульптор, я должен создавать вещи, адекватные времени, выстраивать свой мир, свою концепцию в искусстве из кубиков информации, – неожиданно замечает Щербаков. – Художник берет в свой мир то, что интересно и близко ему, поэтому в каждом творении есть душа автора.
Но нередко современное сложно понять окружающим – подчас предлагаются такие сложные образы, которые требуют глубокого размышления. А российские градоначальники предпочитают устанавливать в своих городах реалистичные скульптуры, простые, незамысловатые, соответствующие их уровню прекрасного. Но в городе, устремленном в будущее, должно быть все многообразие искусства.
– Для меня всегда был и остается примером величайший английский скульптор Генри Мур, работавший с природными материалами. Сегодня его скульптуры украшают города и столицы многих стран мира – это своеобразные культурные точки притяжения туристов, но при жизни он не находил понимания своего искусства у своих современников.
Щербаков говорит, что хотел бы увидеть в Волгограде скульптуру Петра Первого – его вклад в развитие нашего города огромен. Именно он первым высказал идею о Волго-Донском канале. И сейчас мы почти ничего не помним о богатом довоенном прошлом нашего города.