В Волгограде актер Аристарх Ливанов провел роскошную молодость

17 мая 2016

Слава пришла к Ливанову после роли белого офицера в фильме «Государственная
граница». А ведь карьеру актер начинал у нас.

 

Актер рассказал, как браконьерничал на Волге, почему сбежал из Сталинграда в армию и что связывает его с Верой Сотниковой.

Пресс-конференция собрала команду звезд, приехавших на четвертый международный кинофорум фильмов о войне «Сталинградская сирень»: народную артистку РФ Наталью Гвоздикову, лауреата государственной премии СССР, народного артиста РФ Аристарха Ливанова, заслуженного артиста РФ Владимира Литвинова, артистку театра и кино Веру Сотникову. Символично, что на столах гостей стояли вазы с гроздьями душистой сирени. И когда фотокорреспондент переставил «сиреневую помеху», дабы не портила кадр, Аристарх Ливанов возмутился: «Ну вот, нас пригласили на «Сталинградскую сирень», а теперь ее лишают!». Антипафосность актера подкупала. Он много шутил, «несмотря на то, что он трагик», и в воздухе витала тема патриотизма.


Наша справка


Аристарх Ливанов родился в 1947 году в Киеве. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Работал в театрах Волгограда, Рязани, Ростова-на-Дону, Таганрога. Среди его звездных картин «ТАСС уполномочен заявить»,
«Зеленые цепочки», «Тридцатого уничтожить» и др.


Награды и звания: заслуженный артисттРСФСР (1989 год). Народный артист Российской Федерации (1999 год). Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) – за исполнение роли Григория Мелехова в спектакле «Тихий Дон» М. А. Шолохова на сцене Ростовского ОДТ имени М. Горького. Женат, имеет дочь Нину и внучку Катюшу.

 

Какой в «сирени» изюм


Встречу с журналистами открыл киновед, программный директор кинофорума Алексей Дунаевский, отказавшийся от всех соблазнов ради Волгограда. «Слово Волгоград – священное для ленинградца». «Человек от кино» назвал «Сталинградскую сирень» уникальным киноведческим явлением, отметив изюминки фестиваля этого года: увеличилось количество показанных фильмов, расширилась программа международных картин. У зрителей появилась возможность увидеть киноработы, которые еще никто не видел, например, Agnus dei (агнец божий) Семена Арановича.


– Режиссеру из-за болезни удалось смонтировать только 40 минут фильма, но какого фильма! В планах на будущее – показ военных киносборников. Это особенный пласт кинематографа. Недавно я обнаружил «Чапаева» военного времени, там Василий Иванович выбрался на другой берег.


«Артистом я стал на замечательной волгоградской земле»


Микрофон перешел к Аристарху Ливанову. (Редкое имя досталось по наследству от дедушки священника, расстрелянного по ложному доносу в 1938 году.)

С его опытом, талантом и харизмой можно покорять Голливуд. А он был в Волгограде и рассказывал о местном гостеприимстве.


- Понравилось, что нас встретили в аэропорту правильно, то есть с цветами. Но еще больше меня обрадовало, что в составе нашей команды оказалась Вера Сотникова, ведь мы с ней в двух фильмах были мужем и женой. Вдруг появится шанс на повторение?!


Когда Наталья Гвоздикова стала рассказывать о том, что на мастер-класс во ВГИИК она поехала буквально с трапа самолета, даже не успев попить воды, хотя «бутылки стояли перед носом», Ливанов тут же разыграл мизансцену: галантно открыл стоящую перед актерами бутылку с питьевой водой, налил стакан и поднес Гвоздиковой.


Артистом, как признался Ливанов, он стал на замечательной волгоградской земле. Окончив театральный институт в Санкт-Петербурге, приехал в наш город со своими сокурсниками. Вчерашние студенты своим появлением помогли открыться волгоградскому ТЮЗу.

– Я тут сыграл не один спектакль. Кстати, сегодня у меня возникла загадка: а вдруг одной из пионерок, сидящих тогда в зале, была Вера Сотникова, – юморил с серьезным видом Ливанов.


Рыбачил и браконьерничал


? Аристарх Евгеньевич, расскажите о «своем Волгограде». Куда бы вы вернулись?


– Я бы пришел на берег Волги, туда, где стояла моя моторная лодка. На ней я рыбачил и, раскрою тайну, браконьерничал, но ни разу не попался. Во-первых, у меня был очень хороший мотор, меня не могли догнать, во-вторых я знал, как спрятаться. Мой Волгоград – это мои молодые годы, совершенно роскошные. Отсюда я ушел в армию, сюда же и вернулся. Причем служить я отправился добровольцем, мне не понравилось, что в театре из меня хотели сделать человека, который бы доносил на своих товарищей.


Когда я понял всю эту грязь, у меня волосы дыбом встали, пошел и попросил выписать мне повестку. Через два дня я шагал по жизни в солдатской форме, хотя мог через пару лет получить «белый билет», дающий право откреститься от армии.


«Я – ящерица!»

? А разве сейчас жизнь вас не сталкивает с людьми, заставляющими делать то, что претит вашим принципам?


– Сталкивает. Но я научился защищаться, и лучшей защитой является профессия, результаты. Говорю: я ящерица. Если на меня хотят наступить, даю хвост. Наступайте! Его грызут, а я уже в другом театре (актер работал в девяти театрах), репетирую Гришку Мелехова и получаю Государственную премию.


Ливанов –Ливанову


? Среди ваших фильмов «Человек, который брал интервью». О чем бы этот человек спросил известного артиста Аристарха Ливанова, разумеется, не повторяя уже заданных вопросов, чтобы звезда не умерла от скуки?


– Я бы задал вопрос, на который нет ответа: «Аристарх Евгеньевич, что вы ждете от себя в будущем?» Есть надежда, есть какой-то творческий импульс. Я работал в девяти театрах, в последнем уже не работаю 24 года, но продолжаю играть во МХАТе с Татьяной Дорониной в спектакле «Старая актриса на роль жены Достоевского». Иногда в шутку говорю, что я дважды Герой Советского Союза, продержался в двух театрах Сталинграда – в ТЮЗе и драме. А Паулюс тут не выдержал и сдался! Понимаю, ответ на заданный вопрос пока туманный. Все просто: я всегда знал, чего я жду от будущего, сегодня я в растерянности.


Иначе в жизни и на сцене делать нечего


? Труд и талант – из- вестные составляющие вершины мастерства. А что еще помогло вам стать народным артистом?


– Ну вот, опять ключевое слово здесь «Вера» (улыбается, глядя на Веру Сотникову). Оно имеет отношение к профессии. Жизнь ставит одни
и те же вопросы, но их надо решать новыми средствами, не как вчера или позавчера. Нельзя фальшивить. Если фундамент стоит косо, дом рано или поздно рухнет. Важно быть безжалостным к самому себе, потому что до тебя никому нет дела. Ты и садовник – ты и цветок. Иначе в жизни и на сцене делать нечего.