В «маршрутном» бизнесе наведут порядок
Волгоград и прилегающая агломерация должны перейти на новую транспортную схему. Ее контуры пока прорабатываются. Однако планируется, что маршруток в новой схеме не будет. Апробироваться новый порядок будет в Волжском.
"Обнуления" не будет!
Маршрутки создают, по разным оценкам, до 10 000 рабочих мест в регионе. И эти люди сейчас в панике.
– Нам было в администрации Волжского четко объявлено, что с 1 марта маршрутки не выйдут на линию, а наши лицензии «обнулят», – говорят перевозчики, – конечно, это создало панику. Поймите, мы готовы перестроиться под новую схему, но нам нужно время хотя бы для того, чтобы продать "газели", взять кредиты, купить автобусы. А еще нам нужно знать требования к новой технике, а их пока нет. Ведь есть риск, что мы возьмем кредиты, купим транспорт, а он по конкурсу не пройдет. И что потом? Весь в кредитах, без работы – остается только вешаться.
6 февраля состоялась очередная встреча перевозчиков Волжского и Волгограда, общественников и властей, посвященная транспортной реформе. Весь удар напуганных перевозчиков пришлось взять на себя заместителю председателя областного комитета по транспорту и дорожному хозяйству области Игорю Новикову. Волжане безмолвствовали ровно два часа, пока Новиков объяснял позицию областных властей: «Никакого "обнуления" с 1 марта не предполагалось. С этой даты лишь начинается подготовка нормативных документов к созданию схемы. Потом она пройдет общественное слушание. Обязательно будет предусмотрен переходный период. Транспортная схема будет создаваться на основе научных данных, которыми 17 лет занимался Волжский филиал политехнического института».
Более того, власти ждут от самих перевозчиков рекомендаций, советов, путей решения, готовы и открыты диалогу, ведь никто лучше транспортников не знает ситуаций на дорогах. Но вместе с тем Новиков подчеркнул, что позиция администрации однозначна – необходимо как можно скорее создать безопасную и удобную для потребителя систему пассажирских перевозок в Волгограде и Волжском. И это не блажь. Проблем накопилось слишком много.
Умер на дороге
В мае 2014 года в Волжском водитель маршрутки умер от сердечного приступа прямо за рулем своего микроавтобуса. Тормозить пришлось пассажирам на переднем сиденье. В августе прошлого года водитель маршрутки монтировкой отправил в кому пассажира. В ноябре 10-летний мальчик, упав от резкого торможения «газели», лишился передних зубов. А самая частая фраза среди всех автолюбителей: «Маршруточники оборзели» – таков итог наглого и систематического нарушения ПДД водителями многих микроавтобусов.
– Думаю, что причина этого хамства в том, что порядка 80-90% водителей маршруток являются и их владельцами, а отсюда, что хочу, то и ворочу, – считает заместитель директора ПАТП № 7 Алексей Симоненко.
«Соглашусь, что водитель отчасти разнуздан, – говорит лидер некоммерческого партнерства «Перевозчики Волгоградской области» Алексей Гуполов. – Далеко не все такие. Есть процентов 20-30 индивидуумов, которые и создают негативный фон, но предприниматели вынуждены нанимать их на работу, потому что если машина стоит, то налоги не заплатишь. Но мы стараемся наводить порядок.
Собственно, хамство лишь вершина проблем под названием «маршрутки», а налоги, точнее – их отсутствие, как раз является основной.
Маршруток много, а налогов нет
По информации регионального комитета транспорта, около 60% пассажирских перевозок в Волгограде осуществляют именно маршрутки . При этом налоговые поступления от деятельности частных перевозчиков составляют всего 45 миллионов рублей в год , тогда как в целом транспортные компании перечисляют более 350 миллионов . Хотя сейчас только лишь в Волгограде насчитывается свыше 2000 маршрутных такси. Выручка колоссальна, а налогов нет. Как так? Оказывается, есть такая схема «аренды», когда налоги просто не платятся.
«Мы пришли еще в 90-е годы в этот бизнес, – говорит перевозчик Надежда Маслова. – Мы сами рисовали схему движения транспорта – паспорт маршрута, где прописывается расстояние между остановками, скоростной режим, протяженность и все-все-все. С этим паспортом мы шли на согласование в управление муниципального транспорта, транспортную инспекцию, ГАИ и т. д. И лишь получив все разрешения, на своих машинах ехали по маршруту. Но прошло время, и появились ушлые товарищи, которые рисуют паспорт маршрута, а потом сдают его в аренду (она достигает от 8 000 до 25 000 рублей в месяц) водителю с машиной. При этом нигде не прописываются их договорные отношения, и налоги просто не платят. Мы, честные перевозчики, сами страдаем от этих схем, почему бы просто не навести порядок?» Что мешало муниципалитетам сделать это раньше или хотя бы уничтожить дублирующие маршруты? – вопрос, на который власти Волжского ответить перевозчикам не смогли.
Кондукторов заменят валидаторы?
– Все крупные города-миллионники уже перешли на единые транспортные схемы, – продолжает Симоненко. – Так, в Казани администрация города является заказчиком, который организует перевозку граждан. У нас же так сложилось, что организатор – сами перевозчики. Они в этом варятся и сами себя регулируют, отсюда и выпадающие налоги. Поэтому региональная администрация и решила навести во всем этом безобразии порядок и ввести единую транспортную схему.
В чем ее суть? На основе изучения пассажиропотока будет разработана единая транспортная схема для Волгограда, Волжского и Средней Ахтубы. С привлечением научных данных будет высчитано, какие автобусы целесообразней пустить на какие маршруты, исчезнут дублирующие схемы и "серые" налоги, а также сами маршрутки.
Сегодня, как честно признают муниципальные перевозчики, без приобретения нового подвижного состава они не смогут заменить микроавтобусы. Но речь не идет о том, чтобы полностью лишить бизнеса частников. Наоборот, и Новиков это подчеркивал на встрече, власти хотят услышать предложения, как сделать, чтобы и бизнес сохранить, но при этом и на дорогах был порядок.
Другая головная боль разработчиков транспортной схемы – сделать так, чтобы и улицы разгрузить, но при этом нам, рядовым пассажирам, не пришлось платить за возможные пересадки. Может быть, эту проблему сможет решить электронный проездной билет, как в Сеуле или Казани. «Это карта, наподобие банковской, с которой снимаются деньги при посадке в автобус. И существует техническая возможность, например, сделать так, чтобы две поездки в час засчитывались по цене одной», – говорит Симоненко. Но в Сеуле на внедрение электронного проездного ушел год! Ведь нужно закупить валидаторы на весь транспорт, смонтировать, заключить договора с банками, напечатать карты… А куда в этом случае денутся кондуктора? И сколько все это будет стоить? Вопросов очень много. Но главное – администрация области готова их слышать и решать, а значит, будем надеяться, что на улицах города будет наведен порядок.
Игорь Фомичев.