В кукольном театре покажут песочную анимацию

13 декабря в Волгоградском театре кукол состоится премьера спектакля «Невероятные приключения казачат». Создатели спектакля в один голос уверяют: «Это будет нечто невероятное!»
Казачата в джинсах!
Постановка спектакля осуществлялась на губернаторский грант. Автором пьесы стала волгоградка из казачьего рода Суховых Наталья Гармаш.
По ее словам, написание текста заняло всего 10 дней, но до этого несколько месяцев знакомилась с материалом о Медведицкой гряде, общалась со старшими родственниками.
–- Моя мама родом из хутора Тарасов Даниловского района Волгоградской области, что на реке Медведице, – говорит автор. – Именно там я провела счастливейшую часть детства. А Медведицкую гряду было видно с крыльца дома, в котором жили мои бабушка и дедушка Фетинья Меркульевна и Иван Прокофьевич Суховы, медведицкие казаки. Нас было очень много – казачат, двоюродных братьев и сестеёр, которые каждое лето гостили у бабушки. И казачья речь, казачьи песни, весь простой и правильный уклад жизни мне знаком на собственном опыте.
В итоге получилась игра-квест, когда современные герои-подростки через пещеру в Медведицкой гряде попадают в прошлое и встречают там таких же ребят, но живущих несколько сотен лет назад. И вместе они должны победить Дракона. Помощи им ждать неоткуда, сотовые разряжаются, но собранный ими набор предметов дает шанс на спасение. Предметы эти непростые – казачья шашка, нагайка, копье… Но и это еще не все. Во время этих приключений они находят в прошлом нечто более ценное. Но чтобы узнать, что же это, стоит посмотреть спектакль.
Автором афиши, декораций и кукол стал художник Ульяновского областного театра кукол Дмитрий Бобрович. «Увы, но у волгоградской сцены небольшой размер и пришлось поломать голову, как вывести на нее одновременно шестерых героев, – рассказывает художник. – Возникло решение сделать видеоряд. Только использовать не холодную мультипликацию, а песочную, ведь вся история происходит в пещере».
Эскизы героев были готовы уже летом, а потом и воплощены. Это тростевые куклы, их пропорции приближены к человеческим, на ручках 5 пальцев. И этот антропоморфный факт тоже удивителен. Дело в том, что еще со времен театра Образцова пошли «четырехпальцевые куклы». Считается, пятый палец с большого расстояния смотрится шестым.
Герои-дети должны быть узнаваемы для современной детворы, поэтому будут одеты в джинсы, кроссовки, футболки с надписями. Их друзья из прошлого – в казачьи костюмы.
Живая легенда
Ставит сказку приглашенный режиссер народный артист РФ (кстати, в России всего пять артистов-кукольников, получивших это звание) Станислав Железкин.
За плечами Станислава Железкина сотни ролей и поставленных спектаклей, его любят и знают во всех театрах кукол страны, но именно здесь его родина.
– Я рода казачьего, 11-й ребенок в семье, родился в хуторе Малый Лычак Фроловского района, еще мальчонкой бегал там, где Медведицкая гряда. Это как раз то место, о котором рассказывает легенда, положенная в основу спектакля о приключениях казачат. Я прекрасно помню, как нам говорили, что там место опасное, кто туда попадет – может и не выйти, там смещение времен. В самом деле там находили кости людей-великанов около двух с половиной метров. Так что я ставлю сказку отчасти о своем детстве, о своей жизни, о казачестве. У меня, между прочим, и сейчас есть казачья форма, и даже могу похвастаться двумя «казачьими» наградами.
Сделай из него человека!
Творческая биография известного мастера-кукольника началась в волгоградском театре, когда талантливого деревенского 15-летнего парнишку на конкурсе чтецов заметил главный режиссер Волгоградского театра кукол Хмелев и пригласил в театр. На что юный казак оскорбился: девчонка я, что ли, с куклами возиться?! Но любопытство взяло свое. Так из любопытства и казачьего упрямства и родился замечательный артист.
Работе с куклами Железкина учила великая актриса Волгоградского театра кукол Любовь Люй Чан. За мастерство ей даже дали прозвище «Паганини с куклой». Хмелев привел деревенского казачка к ней и сказал: «Люба, ты из него должна сделать не только артиста, но и человека». До сих пор Железкин с благодарностью вспоминает ее уроки.
Первые гастрольные поездки были по селам, где афиша гласила: «Начало спектакля после дойки коров».
– Во время таких гастролей в Палласовке я получил самый дорогой комплимент в моей жизни, – говорит Железкин. – В спектакле «Красная Шапочка» я играл небольшую роль – ужика. Уже после занавеса подходит один из зрителей и спрашивает: «Хороший спектакль, все понятно. Только одна загвоздка – чем вы ужика кормите?!» Значит, я так играл кукольным ужиком, что его за настоящего приняли!
Потом были театры по всей России, известность, и все же он до сих пор любит возвращаться в свой первый театр.
Вернуться на родину
– Я обожаю стены этого театра, – говорит режиссер. – Больше того, всему, что я имею в своей профессии и жизни, я обязан волгоградскому театру кукол. Приезд сюда для меня всегда праздник, сразу чувствую себя на несколько лет моложе. Так, наверное, случается со всеми, кто возвращается на родину.
За спектакль он брался с особым волнением и из-за близкой духу казачьей темы, и из-за участия в спектакле другого учителя – Александра Ильина. При постановке он столкнулся с рядом трудностей.
– Нам с художником нужно было найти трехразмерное существование кукол на сцене, потому что по сюжету сказки старое поколение (актеры живого плана) рассказывают древнюю казачью легенду современным детям. Те не слушаются и идут в пещеру, где сталкиваются со своими сверстниками из прошлого. Сделать это на маленькой в ширину и глубину сцене и при практическом отсутствии света сложно. Современный кукольный театр без компьютерных возможностей немыслим! Выход придумал наш художник, но какой – пусть до премьеры останется нашим маленьким секретом.
– Во-вторых, на сегодняшний день только два региона – это Ставрополь и, к сожалению, мой любимый Волгоград – не имеют нормального стационарного театра кукол. 47 лет назад один из больших волгоградских чиновников пообещал мне, что скоро у кукольного театра будет новое здание. Но до сих пор этого нет. Для меня это беда и боль. Здесь работают героические люди, подвижники, на них и держится театр.
Ведь театр, и прежде всего кукольный, воспитывает. Можно построить три стадиона, можно вырастить очень здоровую нацию, но если в сердце и голове у нее будет пусто – грош цена этой нации!