В городских подвалах могут прятаться шедевры Айвазовского и Левитана

28 июля 2016

 

Волгоградские искусствоведы разгадывают тайны Сталинградской картинной галереи.

 

Подлинники Айвазовского «Разрушенный мол», «Море», «Ночь», «Венеция» Александра Бенуа, работы Левитана, Репина, Серова. Коллекция Сталинградской картинной галереи впечатляла: 94 жемчужины русского искусства XIX–XX веков и чуть больше десятка полотен западноевропейских художников, не говоря о наличии других произведений. В родном городе сталинградец мог увидеть то, что волгоградцу только снится. Но следы этого живописного сокровища затерялись на берегу Волги в военную пору. Пропажа картин до сих пор остается загадкой, о нынешней стоимости исчезнувшей коллекции можно только догадываться.

 

Документальная "бомба"

 

Существование Сталинградской картинной галереи (СКГ) будоражит ум, а утрата коллекции окружена ореолом тайны. В этой художественной истории много темных пятен, ждущих своих мисс Марпл и Эркюлей Пуаро. По словам искусствоведа Татьяны Гафар, на фронте изучения СКГ сейчас затишье, но об истории галереи в ближайшее время телеканал «Культура» планирует снять передачу. Возможно, это даст толчок новому исследованию, без которого, по мнению специалиста, дальше не двинуться.

 

Собственный поиск пыталась провести Мария Шишкина, не искусствовед, но «болеющая галереей» волгоградка.

 

Девушка копала в архивах и библиотеках, веря, что зацепки существования галереи можно найти. И вдруг! Работая в «Горьковке», она наткнулась на каталог экспозиции СКГ за 1941 год, о существовании которого никто не подозревал. Найденная тоненькая книжица стала «бомбой», ибо являла точную копию единственного, как считалось, каталога утраченной коллекции картин.

 

– Каталог составлен искусствоведом Вячеславом Фильбертом под общей редакцией Александра Ивлиева (художника и директора галереи) и Ивана Шангина. По приведенным в нем данным можно судить, что выставлялось в экспозиции в 1941 году для посетителей. Но невозможно узнать полный перечень музейных предметов, поскольку в данное издание не включены произведения, находившиеся тогда в фондах галереи. Каталог был составлен без учета современных требований к изданиям данного типа, в частности, в нем отсутствует датировка произведений, не указаны их размеры. Однако на основе перечня можно сделать вывод, что картинная галерея обладала хорошей коллекцией русского искусства XIX–XX веков, – говорит искусствовед Татьяна Гафар.

 

Потерянный след

 

– Первых посетителей сталинградская галерея встретила 15 января 1938 года в здании бывшей лютеранской кирхи на улице Спасской, ныне – Володарского, – рассказывает Мария Шишкина. – В период Сталинградской битвы здание было разрушено. Помимо Сталинградской картинной галереи (СКГ) существовала Царицынская картинная галерея. Так, в газете «Борьба» за 1918 год можно найти объявление, приглашавшее приходить и знакомиться с шедеврами живописи. Вероятно, советская власть национализировала частные полотна, которые и составили основу экспозиции. А картины Царицынского картинного собрания, возможно, стали одним из источников комплектования сталинградской коллекции.

 

В предвоенные годы Сталинградская картинная галерея являлась одной из самых крупных в Поволжье.

 

– СКГ перестала работать в самом начале войны. Директор картинной галереи Ивлиев ушел на фронт, в 1943 году погиб. Художник Николай Любимов, которому было поручено упаковать картины, долгое время не хотел этого делать, веря, что немцы не войдут в Сталинград. Но действительность заставила подготовить произведения к эвакуации. Коллекция была перевезена в подвал драмтеатра имени Горького (нынешний НЭТ). До 23 августа 1942 года она точно была в городе, в день бомбежки ее вывезли из театра, чтобы эвакуировать в Иловатку Камышинского района. Есть рукописные мемуары художника Николаева, который утром 23 августа видел художника сталинградского ТЮЗа, который сопровождал машину с коллекцией СКГ. Сведения о картинах на берегу Волги доходили до Фильберта, когда тот пытался узнать о судьбе галереи уже после войны.

 

Дальше начинаются версии. Считается, что живописные работы погибли, они официально признаны «произведениями искусства, ставшими жертвами войны». Однако пытливый ум не хочет мириться со столь категоричным заключением, ведь единственным на сегодняшний день документом, подтверждающим факт гибели, по словам Татьяны Гафар, является справка о работе учреждений искусства в Сталинграде за январь-февраль 1946 года. Там, среди культурно-просветительских учреждений, закрытых с началом войны, упоминается картинная галерея, имущество которой погибло во время августовской бомбардировки.

 

Все версии краеведов, подытоживает исследователь-энтузиаст Мария Шишкина, можно разделить на три группы: картины утонули с баржами при переправе через Волгу, сгорели с поездом, просто не доехали во время эвакуации. Девушка полагает, что большая часть коллекции безвозвратно погибла, но отдельные ее отголоски живы.

 

Петрова повесили у Петрова?

 

Несколько лет назад в морфологическом корпусе ВолгГМУ нашли картину Тихона Петрова «Маевка в Царицыне, 1903 год» с инвентарным номером сталинградской картинной галереи. Полотно размером два метра на метр, на нем Александровская площадь в Царицыне, по которой с шашками наголо скачут казаки. Под красным знаменем стоят люди: рабочие, студенты. Поговаривали, что находку повесили в приемной ректора медакадемии, обожающего живопись и посетившего все известнейшие картинные галереи мира.

 

– Это все слухи, – утверждает Владимир Петров, ректор ВолгГМУ. – Картина висит в холле университета, имеет свою особую историю. По воспоминаниям очевидцев, она украшала кабинет председателя совета обороны, благополучно пережила Сталинградскую битву, видимо, ее не успели эвакуировать. После войны она висела в обкоме партии. В годы сталинских репрессий в ней усмотрели «идеологический перекос», дескать, непорядок, что под красным знаменем стоит много интеллигенции и совсем мало пролетариев и крестьян. Картину списали. Наши преподаватели кафедры марксизма-ленинизма принесли «отверженную» в 1955 году в стены вуза, где она спокойно висела и не привлекала внимания. После многочисленных ремонтов и переездов кафедр полотно где-то потерялось. Как-то мне позвонил мой друг и сказал, что в морфологическом корпусе в хранилище трупов валяется какая-то картина. Мы нашли и отреставрировали холст.

 

P. S. Так или иначе, но ставить точку в этой истории еще рано. Хочется рассматривать и рассматривать версии, как картины, ведь где-то должна быть подлинная. Возможно, в будущем найдутся и новые документы, и утраченные полотна.

 

ВЕДУЩАЯ РУБРИКИ – НАТАЛЬЯ ХАЙРУЛИНА. Если вы интересуетесь историей города, вам есть что рассказать или хотите спросить – звоните по телефону 51-58-87.