В дефиците полисов ОСАГО виноваты автоюристы

Очереди с трех ночи, ругань, запись в листочки и ежедневная перекличка… Это не воспоминания о советском дефиците, а очередное весеннее обострение выдачи ОСАГО. Сложнее всего получить заветный бланк молодым водителям без опыта, имеющим отечественный автомобиль, и маршрутчикам.
Миссия невыполнима?
Владелец «Киа Рио» Алексей Немов больше недели обивал пороги страховых компаний, чтобы получить заветный полис.
– В «Россгосстрахе» огромная очередь, человек 20 стоит на улице, а сколько внутри – сложно представить, – рассказывает он. – Полисы оформляются только по понедельникам. Сайт компании не работает, а агенты предлагают застраховаться за космическую цену. Причем не могут ответить на вопросы: почему такая стоимость? Это с дополнительными услугами?
Похожая ситуация в других компаниях.
– В «Согаз» из 10 сотрудников ОСАГО оформляет только одна, – продолжает Алексей. – Сколько человек она примет в день? Особые условия только для корпоративных клиентов. Остальные должны записываться в очередь, и вам перезвонят в течение месяца-двух. В «Ренессансе» страхуют только после осмотра машины. Этим занимается девушка с 10 до 11 часов один раз в неделю.
За час сотрудница осматривает максимум четыре автомобиля. Поэтому очередь на осмотр начинает собираться с пяти утра.
– В «Ресо-гарантия» ответили, что нет полисов, поэтому можно купить с допуслугами за 13 тыс. рублей либо ждать около месяца. В «АльфаСтраховании» сформировалась «нацгвардия», ею заправляет мужчина, который тоже хочет застраховаться. Он ведет специальный журнал, в который ты обязан записаться. Я оказался сотым в очереди, а принимают в день 4 человека.
Самое неприятное, что в каждой из очередей нужно отмечаться каждый день. Иначе тебя без сожаления вычеркнут из числа ожидающих.
В чем проблема?
Работник страховой компании рассказал в откровенной беседе о причинах ОСАГОвого коллапса.
– В Волгограде, Краснодаре и Ростове убыточность по полисам ОСАГО составляет порядка 350%, – говорит эксперт. – То есть компания собрала 1 млн рублей по ОСАГО, а выплачивает около 3–3,5 млн рублей. А помимо страховых выплат есть еще выплаты в Российский союз автостраховщиков, расходы на ведение дел, стоимость бланков…
Главным образом, убытки связаны с активной деятельностью автоюристов. В Волгоградской области их более 70.
– Когда происходит ДТП, первым на место аварии приезжает автоюрист. Он предлагает выкупить ущерб, заплатив наличкой, и вам не нужно обращаться в страховые компании за возмещением, все это сделают по доверенности за вас.
Это очень заманчиво. Но хитрость в том, что автоюрист заплатит гораздо меньше понесенного ущерба. Например, сумма предстоящих затрат на ремонт автомобиля составит 10 тыс. рублей. Автоюрист в лучшем случае предложит 6 тыс. рублей. После чего через суд потребует со страховой компании оплатить ущерб в размере 10 тыс. рублей, штрафы, неустойки, компенсацию за моральный ущерб, утерю товарной стоимости автомобиля, представительские расходы (обычно около 20 тыс. рублей). То есть высудит у компании около 50 тыс. рублей.
– Автоюристам по счастливой «случайности» везет на судей. В одном из волгоградских судов за сутки служитель Фемиды вынес 132 решения в пользу автоюристов. Не знаю, хватило ли у него времени хотя бы на то, чтобы перелистывать дела.
Но вы не получите больше ни копейки из отсуженных денег, все пойдет в карман автоюристу. А через некоторое время вам придет уведомление о необходимости оплатить налог с прибыли, о которой вы и не подозревали. Бывает и так, что автоюристы предлагают оплатить ущерб после суда, а пока написать доверенность на представление интересов и получения полного возмещения. Но потом утверждают, что выплатили всю сумму. Автовладельцы подают в суд на автоюристов, а доказать ничего не могут.
– Еще одна головная боль для страховщиков – мошенники, которые заполонили Волгоград. Они, заранее договорившись, имитируют аварии. Или, попав в одну аварию, списывают все царапины, вмятины и повреждения, полученные ранее.
По новому закону выплаты по полису ОСАГО по одному ДТП выросли до 400 тыс. рублей. То есть в этом месяце можно получить около полумиллиона рублей, в следующем столько же – и так до конца действия страховки.
По словам эксперта, страховые компании несут огромные убытки. Поэтому они вовсе не заинтересованы в продаже полисов ОСАГО в проблемных городах.
Интернет или письмо
Понять страховщиков можно. Но что делать добросовестным автовладельцам, которые не могут приобрести полис ОСАГО? Показывать сотрудникам ГИБДД листочек с номером очереди на покупку страховки?
Волгоградцы решают вопрос разными путями. Одни через агентов оформляют страховку с дополнительными услугами, например, страхование жизни и квартиры, а потом едут в центральный офис компании и расторгают ненужные договоры. Однако вам вернут не всю сумму, а удержат 30–40% «за ведение страхового дела». Кстати, и тут есть риск нарваться на мошенников. Агенты могут продать фальшивые полисы, по которым в случае ДТП вы не сможете получить никакого возмещения.
Другие советуют покупать полис онлайн. Однако сервис был доступен до середины февраля, сейчас сайты зависают на стадии ввода региона.
Третьи покупают полис ОСАГО в других регионах. Необязательно ехать самим, можно отправить сканы документов знакомым или друзьям и попросить их оформить страховку.
Эксперты рекомендуют за месяц до окончания срока полиса скачать с сайта РСА заявление, заполнить его, приложить пакет документов и отправить в любую страховую компанию заказное письмо с уведомлением. В течение 30 дней страховая компания обязана ответить. Отсутствие ответа фактически считается отказом. В таком случае у заявителя есть три варианта действий: подать иск в суд, обратиться в Роспотребнадзор или написать жалобу в прокуратуру. Страховой компании грозят штрафы и отзыв лицензии на продажу ОСАГО во всех регионах. А, допустим, в Москве и Санкт-Петербурге продавать ОСАГО очень даже выгодно. Страховые агенты звонят клиентам заранее и умоляют продлить полис.
– Да, по письму страховые компании обязаны заключать договор, – поясняет юрист Дмитрий Карев. – Однако на практике они могут ответить вам: да, мы согласны, приходите в офис. И вы попадете в ту же многокилометровую очередь.
В настоящее время действиями страховщиков заинтересовалась антимонопольная служба. Волгоградское УФАС России направило в адрес всех страховых компаний региона рекомендации прекратить навязывать дополнительные виды страхования, увеличить количество работников, оформляющих ОСАГО, ускорить процесс выдачи полисов и наладить работу электронных сервисов. В противном случае антимонопольный орган планирует передать информацию в Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе Банка России.
Нам остается только наблюдать, помогут ли угрозы УФАС ускорить процедуру получения полисов.
Летняя распродажа
В Российском союзе автостраховщиков успокаивают, что с июня купить полис ОСАГО будет проще.
– В ряде регионов, в первую очередь в проблемных, будет введена система агентов, – пояснил президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. – Каждая из компаний будет продавать полисы любой из компаний-членов РСА. Количество полисов, которое каждая из компаний предоставит в "общий котел" для проблемных регионов, будет рассчитываться исходя из ее доли на рынке ОСАГО и с учетом того, какое число договоров она заключает в конкретном субъекте Федерации.
Получается, что компании обяжут продавать определенное количество полисов в месяц. И это будет не пять ОСАГО в месяц, а гораздо больше. Вы придете к определенному страховщику, но если там будет очередь и волокита, то можно прийти в любую компанию и купить полис одного из страховщиков ОСАГО.
РСА рассчитывает, что новая система начнет работать уже в июне, после утверждения общим собранием членов союза, намеченным на 7 июня. В настоящее время исполнительный аппарат РСА готовит всю необходимую документацию для запуска системы.