В честь композитора Сергея Танеева в Волгограде назвали улицу

18 июня 2020

В Красноармейском районе одна из улиц носит имя композитора Танеева. Рассказать подробно мы вряд ли сможем. Жизнь самого обычного человека – многотомник, а Сергей Иванович – глыба! Поэтому приведем лишь основные факты биографии, а эксперты помогут оценить вклад композитора в развитие музыкальной культуры.

 

Любимый ученик Чайковского

Сергей Танеев родился во Владимире в 1856 году. Семья принадлежала к дворянскому роду, отец был видным врачом, магистром словесности, статским советником и… страстным любителем музыки. Он очень радовался музыкальности сына и в конце концов согласился отдать его в консерваторию, хотя изначально это не соответствовало представлениям Ивана Ильича о достойном образовании для ребенка.

Семья к тому времени перебралась в Москву, учителями будущей знаменитости стали ни много ни мало Николай Рубинштейн и Петр Чайковский. Под руководством первого Сергей Иванович осваивал инструментовку, гармонию, а у Чайковского учился сочинительству. Впоследствии Танеев стал любимым учеником Петра Ильича, представлял публике большую часть его фортепианных произведений.

Сергей Танеев стал первым золотым медалистом московской консерватории, потом преподавал в ней и несколько лет руководил.

Сергей Иванович был очень требователен как к себе, так и к ученикам, среди которых Рахманинов, Скрябин, Потоцкий, Бубек и многие другие знаменитости. Танеев заботился о высоком уровне теоретической подготовки музыкантов, независимо от специальности. Именно он предложил усовершенствовать систему профобразования, разделив на две ступени – среднее специальное и высшее. Эта система сохраняется и по сей день.

Музыкальная алгебра

В историю искусства Сергей Танеев вошел как пианист-виртуоз, талантливый педагог, теоретик, композитор.

– Он является одним из основоположников русской классической музыки, – рассказывает музыкальный работник Светлана Кулакова. – Приверженец становления русской музыки в традициях венской классической школы. Для меня это абсолютный романтик. Его музыка – созерцательно-живописная, под которую приятно отдыхать и мечтать.

Среди самых известных произведений музыканта кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», опера «Орестея». Также он возродил жанр хорового пения акапелла (без музыкального сопровождения) – является автором четырех десятков хоров.

Что касается теоретических изысканий, то Танееву удалось выявить важные математические закономерности в построении музыки. Об этом написана его книга «Подвижной контрапункт строгого письма». Эпиграфом к ней приведены слова Леонардо да Винчи: «Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения».

– Людям, не имеющим музыкального образования, сложно разобраться в этих терминах, – говорит эксперт. – Контрапункт – это полифония, то есть сочетание нескольких голосов в музыкальном произведении. Сергей Танеев искал закономерности их сочетания в творениях известных композиторов. И нашел! Грубо говоря, он вывел формулы, которые позволяют по‑разному комбинировать исходные сочетания голосов.

Эти формулы помогли понять, как творили великие музыканты, и, в частности, приоткрыть тайну гениальности Моцарта.

 

Несостоявшийся роман

В личной жизни композитора было не так много событий. Он никогда не женился, не имел детей, долгое время жил с матерью, после ее смерти – с няней. Правда, одно время ходили упорные слухи о романе Танеева с супругой Льва Толстого. То, что Софья Андреевна (урожденная Берс), мать 13 детей великого писателя, была увлечена композитором, не вызывает никаких сомнений.

Всю свою жизнь она писала дневники и в них сохранилось немало страниц, свидетельствующих о страстном увлечении музыкой и самим Танеевым. Писали об этом и дети, порицавшие привязанность матери, и окружение Толстых.

Например, общая знакомая семьи Леонила Анненкова рассказывала:

«Относительно Танеева Софья Андреевна говорила, что как жена она верна Льву Николаевичу, но в чувствах своих она свободна и что она не может заставить себя любить или не любить, и прямо признавалась, что любит Танеева. Где Танеев в концерте, там и она. Рядилась для него я не знаю как. Некоторое время она думала, что он ее любит, но потом убедилась, что нет. Он относился к ней весьма сдержанно, и видно было, что ему неловко. Лев Николаевич очень страдал, знаете, ну прямо ему за нее, просто как за человека, больно было. Ведь все тогда знали и говорили об этом».

И если поначалу сам толстой охотно принимал Танеева, то потом дружба сошла на нет, в дневниках он называл его «противным».

Анненкова верно заметила, что Танеев не любил Толстую и дальше платонического влечения с ее стороны отношения не зашли.

В любом случае, вся эта история не имеет ровно никакого значения, а вот наследие композитора и музыканта определенно заслуживает нашего внимания!

Юлия Казанджан © Фото с сайта cult-and-art.net, с сайта orpheusmusic.ru