Уже в пятом классе ребенок будет выбирать будущую профессию

Здравствуй школа: парты, учебники и… очередные новшества в образовательном процессе. Родители уже привыкли, что каждый новый учебный год несет что-нибудь новенькое. Что же ждать в этот раз, рассказал председатель комитета науки и образования Волгоградской области Александр Коротков.
Выбор пятиклашки
? "Вечерка" уже не раз писала про введение нового образовательного стандарта. Можете на бытовом уровне еще раз объяснить, что ждет школьников?
– С 1 сентября 2015 года все 5-е классы переходят на новый стандарт образования. Нововведение позволяет обеспечить вариативность обучения, ребенок вместе с родителями сам строит свою образовательную программу. Таким образом мы приучаем его делать выбор, концентрироваться на том, что интересно. Благодаря такому подходу в 10-11-х классах выпускник не испытает сложностей при выборе дальнейшей профессии.
Также образовательный стандарт предполагает регулярное повышение квалификации педагогов и расширение мультимедийной базы, которой учителя должны владеть в совершенстве. В школах уже обновлена материально-техническая база, с 2011 по 2013 годы на эти нужды регионом было потрачено более 3 миллиардов рублей. Интерактивные доски, ноутбуки, электронные учебники есть во всех школах. В новый стандарт входит и закупка учебной литературы. В школьные библиотеки области было поставлено литературы на 490 миллионов рублей.
? А можно подробнее объяснить метод вариативного образования? Не слишком ли рано в 5-м классе определять предметы углубленного изучения?
– Никто не говорит, что выбранные предметы останутся со школьником до 11-го класса. Можно будет что-то убирать или, наоборот, добавлять. Все зависит от личного решения. У каждой школы имеется на руках федеральная образовательная программа, и они решают, следовать ли ее учебному плану либо моделировать его самим. Главное, соблюдать объем часов. Прежде чем определить предметы для индивидуального обучения, в четвертом классе мы проводим совещания с детьми, определяет список выгодных занятий. После уже на родительских собраниях обсуждаем выбор детей, получается еще один список. Когда предметы определены, начинает действовать психолог. В индивидуальной беседе определяют склонность ребенка к определенному предмету. После такого собеседования становится ясно к какому предмету у школьника больший интерес. Так формируется список изучаемых в пятом классе предметов.
? Хорошо, предположим подавляющее большинство детей в классе выберет один
предмет, 20% - другой, а 10% третий – они так и будут ходить каждый на
свой? Или их уговорят против воли идти на некий общий?
- Обязанность образовательной организации – обеспечить реализацию
индивидуальных запросов школьника. При этом, школа вправе искать
различные механизмы и технологии для решения этой задачи. Например, если
недостаточно своих ресурсов, школа может организовать сетевое
взаимодействие с другими школами и учреждениями дополнительного
образования или организовать дистанционное обучение ребенка.
Прощай, вторая смена
? Говорят, что скоро не будет второй смены в школах. Это тоже влияние нового стандарта?
– Согласно стандарту в вечернее время школьные кабинеты должны быть свободны от уроков. Сейчас в регионе 192 школы продолжают работать в две смены. Во вторую учатся всего 12% школьников. Но к 2020 году все учебные заведения станут односменными. Свободные от уроков кабинеты используются под внеклассные занятия, которые моделирует ученик вместе с учителем. Это может быть дополнительный час русского языка или математики, изучение еще одного языка либо подготовка к экзаменам. Кто-то решит заниматься фольклором, краеведением, танцами или спортивной гимнастикой. Ребенку предоставлено право выбора, нам же дана задача аннулировать вторую смену.
? Как будет решать вопрос по ликвидации второй смены? Ведь вторая смена родилась не от хорошей жизни, а от того, что кабинетов не хватает.
- Разработана "дорожная карта" по созданию новых мест в школах. Оно будет осуществляться за счет рационального и эффективного использования уже имеющихся площадей, перепрофилирования учебных кабинетов, изменения территориальных границ, закрепленных за общеобразовательной организацией, реорганизации, капитального ремонта, реконструкции и строительства новых школ.
? Предположим, второй смены не будет, но есть такое понятие как продленка. Для работающих родителей она поистине спасение. Какова судьба этого явления?
- Группы продленного дня не отменены.
? Во время подготовки школ к учебному году обошлось без треволнений?
– В этом году раньше начали работать комиссии по приему детей в школы. Поэтому ремонтные работы мы закончили еще в июле. Обновлена дорожная разметка вокруг школ. Продолжается программа по подключению в школах "тревожной кнопки". В Волгограде все школы оборудованы охранным сигналом. Проблема с селами, туда не всякий раз может добраться полиция. В основном школы обошлись легким косметическим ремонтом, существенные проблемы возникли лишь с лицеем "Лидер". Вызвало опаску здание, находящееся на территории учреждения. Закрытое для занятий многие годы, этим летом оно начало оседать. Поэтому мы решили прекратить обучение и в соседнем корпусе. Сейчас комиссия проводит последние исследования, и после ремонта (а здесь необходимы существенные строительные работы) лицей вновь примет воспитанников. Работаем в штатном режиме и надеемся, что поспеем к началу учебного года.
В школе только безналичный расчет
? Почему при существующем финансировании школы все равно собирают деньги с родителей? Например, просят отремонтировать столовую. Это законно?
– Все система взаимосвязи родителей и школы строится на добровольных пожертвованиях, которые необходимо перечислять на счет школы. За каждым учебным учреждениям закреплен лицевой счет, передача денег из рук в руки невозможна. Это надо пресекать и сообщать о подобных случаях в региональный комитет образования и науки.
? Траты родителей и школ могли бы сэкономить электронные учебники. Каждый год говорят, что их вот-вот введут…
- Электронные учебники уже вводятся в школы региона. Выбор электронного или бумажного формата – это приоритет организации.
? Говорят, что ГТО возвращается в школы. И если ребенок не сдает нормативы, выше "тройки" по физкультуре никто ему не поставит. Так ли это?
– До полномасштабного введения норм ГТО в школах еще далеко. Пока же это просто испытание для желающих, правда, некоторые вузы могут начислить дополнительные баллы за высокие результаты. Вообще же ГТО с физкультурой не имеет ничего общего и на академическую оценку не влияют.
Маргарита Бабанова
Справка "Вечернего Волгограда":
Телефоны "горячей линии" по вопросу незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся: 30-86-09, 30-86-91, 30-85-80