Узбекские мужчины не обнимают жен на людях
Профессор Волгоградского аграрного университета Ойбек Кимсанбаев прославился как разработчик уникального сорта хлопка: теперь востребованную культуру можно выращивать даже в нашем регионе. На этот проект его вдохновил не призыв к импортозамещению, как можно было бы подумать, а наоборот – идея международной кооперации и взаимодействия.
Были одним народом
Ойбек Кимсанбаев приехал в Волгоград из Ташкента всего два года назад для возрождения русского хлопководства.
– Волгоградская область самая интересная для воплощения нашего проекта, – поясняет Ойбек. – Здесь в одном районе может идти снег, а в другом – солнце и плюсовая температура.
Специально для Волгоградской области был выведен северный сорт хлопчатника, он не имеет аналогов по скороспелости. Культура успевает полностью вызреть за 105 дней, что позволяет возделывать ее в зоне рискованного земледелия. Первые производственные испытания прошли успешно, качество полученного хлопка высокое.
– Почему я выбрал хлопок? Потому что потребность в данной культуре очень высока. Текстильная промышленность России находится в критической ситуации из-за сырьевого голода – хлопок из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии скупают Америка и Китай. Для России почти ничего не остается.
Ученый тяжело переживает раскол между нашими странами.
– Сейчас все связи между Россией и Узбекистаном держатся на людях, рожденных в СССР, – говорит он. – Дети 90-х уже говорят на английском и узбекском и не знают русского языка. Лет через 15 мы можем стать совсем чужими друг другу, останемся в разных странах, с разной культурой. Мы не должны забывать о том, что раньше были одним народом. Ответственность за это ложится на две стороны, и обе стороны должны приложить максимум усилий для сохранения общего дома под названием «Евразия». Ведь Россия – это часть Европы, а Узбекистан является Азией.
«Слабость узбеков – в их дочерях!»
Сейчас семья Кимсанбаевых живет на две страны. Каникулы жена и дети проводят с отцом в Волгограде, а в остальное время находятся в Ташкенте.
Супруга Ойбека преподает в Ташкентском государственном аграрном университете основы демократии и формирования гражданского общества. Трехлетний сын Ибрагим ходит в русскоязычный детский сад, а старшие – 13-летний Юсуф и 15-летняя Камола – в русскую школу.
– Жизнь ученого, который находится в поиске, похожа на жизнь военного – постоянно в разъездах. Очень тяжело жить на две страны, поэтому я по возможности стараюсь как можно чаще бывать с семьей. Мы общаемся через скайп, вайбер, по телефону, но дистанционное общение никогда не заменит личное. Если проект удастся, я хочу перевезти свою семью сюда.
У Кимсанбаевых очень крепкая семья, что для Узбекистана норма. Разводы у них большая редкость.
– К созданию семьи у нас подходят очень основательно, – говорит Ойбек. – Перед свадьбой вся совместная жизнь молодых просчитывается, проговариваются детали, поэтому вопрос разводов очень щепетильный. Для него должны быть очень веские причины. Например, измена мужа или жены. Зино – прелюбодеяние – считается самым большим грехом.
При этом узбеки очень сдержанны в проявлении чувств.
– Если мужчина выставляет чувства напоказ, значит, он играет. Настоящая любовь проявляется в заботе, уважении, в какой–то прикрытой форме, где слова, наверное, лишние... Узбек ни с кем не хочет делиться этими чувствами, хранит в душе, потому что если вытащить наружу, любовь могут запачкать. Именно поэтому я никогда не обниму жену на людях и не возьму за руку. Стараюсь не демонстрировать чувства. Кстати, это было в традициях не только народов Востока, но и в России. Русский народ исторически кровно смешан с народами Азии, но с приходом непонятной западной культуры это все куда-то пропало…
В узбекской семье мамы воспитывают мальчиков до 12 лет, дальше ими занимается отец.
– В первую очередь я стараюсь привить сыновьям человечность. Есть такая узбекская пословица: «Ученым можешь ты не быть, а человеком быть обязан». Дочерьми занимаются исключительно мамы. Все воспитание от отца сводится только к тому, чтобы баловать. Мальчика можно и поругать, если есть необходимость, более жестко поговорить, ведь ремня еще никто не отменял. Это на Западе за это могут засудить, но, слава Аллаху, у нас в воспитание ребенка суды пока не вмешиваются. Но на дочку отец никогда не поднимет руку, даже грубого слова не скажет. Слабость узбекских мужчин – в их дочерях, – улыбается Ойбек.
Душа повара
На праздники у узбеков принято собирать всю большую семью за столом. Лучшие места – по старшинству.
– Во главе стола сидит отец, затем – по возрасту, – говорит Ойбек. – И будь ты хоть глава крупной компании, хоть маршал Советского Союза, на семейном обеде все равно главным будет твой старший брат. Даже если он простой дворник или вовсе безработный.
По узбекской традиции еду подают в общих тарелках – это сплачивает. Самое главное блюдо праздника – плов. Настоящий плов не получится без глубокого казана, в котором продукты равномерно нагреваются и не подгорают. Также нужно использовать рис свежего урожая, особым образом измельчить и обжарить овощи, закалить рис в соленой воде, смешать и подготовить несколько видов масла, точно определить время варки и томления готового блюда. Так что вряд ли вы найдете оригинальное блюдо за пределами Узбекистана. Но все-таки секрет настоящего плова – в душе повара.
Обязательны на праздничном столе также лагман, шурпа, шашлыки, кебабы, манты, самса, халва, фрукты и круглые лепешки, которые одновременно являются и хлебом, и тарелками для плова, мяса и других жирных блюд, и произведениями искусства.
Отказываться нельзя – обидишь хозяев.
– У нас говорят, что если человек плохо ест, значит, еда плохая или он меня к себе близко не подпускает, осторожничает, – поясняет Ойбек.
Вероника Скворцова.