Учим ребенка планировать время

21 сентября 2016

Бизнес-тренер Сергей Бобрышев делится с читателями «Вечерки» секретами тайм-менеджмента для детей. Он уверяет, что жесткий график не отнимает детство, наоборот – делает его счастливым.

Учеба, проверочные и контрольные работы, кружки, спортивные секции, репетитор по английскому, домашняя работа... День современного школьника порой напоминает подготовку космонавта к вылету – вот-вот случится перегрузка. Однако зная основы тайм-менеджмента, можно успевать везде и даже на отдых время останется! – говорит Сергей Бобрышев.

 

Прежде всего необходимо научиться составлять расписание и градацию дел.

 

– Составлять расписание на неделю достаточно сложно, – отмечает эксперт. – Существует множество факторов, которые могут в любой момент изменить запланированное. Однако есть такие пункты, в выполнении которых мы можем быть уверены на 90% и выше. Это факультативы и тренировки. Их мы можем записать в свой календарь.

 

Планирование нужно вести с учетом целей и задач. Цель – это итог стратегической работы ребенка в быту, в учебе, в работе. Это то основное, к чему должны вести все совершенные им действия. Для того чтобы легче было достигать целей, необходимо формулировать различные задачи.

 

– Например, по итогам учебного года я хочу получить оценку «пять» по истории России – это цель, – объясняет на примере Сергей. – Чтобы достичь ее, я должен получить пятерку по итогам трех четвертей – это подцели. Чтобы в текущей четверти я мог получить оценку «пять», мне нужно завтра получить пятерку за урок – это задача. Когда мы знаем, к чему должны прийти в итоге, что для этого должны делать, тогда мы и можем планировать свое время, в противном случае время потратится впустую.

 

По мнению эксперта составлять план работы лучше на текущий день. И делать это обязательно утром, когда голова еще свежа. Недельный план - это лишняя нагрузка, которая будет мешать сосредоточиться на текущих задачах. А множество переменных будут заставлять постоянно вносить коррективы. Главное - знать конечную цель, и вектор усилий направлять в эту сторону.

 

– При формировании цели старайтесь, чтобы она носила позитивный заряд, – говорит Сергей. – «Не хочу получить тройку по литературе» – это негативная цель. Как мы знаем мозг частицу «не» не воспринимает. Употребляя ее, мы подсознательно настраиваемся на проигрыш. Поэтому лучше характеризовать цель так – «хочу написать сочинение по литературе на пятерку». Цели должны быть и максимально конкретны. Никаких «хочу закрыть четверть хорошо», а только – «я сдам четверть на одни пятерки».

 

Все дела эксперт советует объединить в группы: сверхважные, важные, неважные, а также требующие много времени на реализацию и мало времени.

 

– Всегда группируйте свои дела по одному из данных вариантов и начинайте с того, что наиболее важно и требует меньше всего времени на реализацию. В вашем планировщике обозначьте следующие графы: задание, степень важности, количество времени, требуемые ресурсы. Лучше с этим справятся родители. Заполняйте данную таблицу каждое утро сразу после завтрака и перед уходом в школу.

 

Конечно, сверхважные задачи не решаются за один день, это многоступенчатая работа, и здесь приходит на помощь техника «постоянства активного действия». Дети очень любят визуализировать задачи, сравните ребенка с первопроходцем, покоряющим неизвестную человечеству вершину и спросите у него, разве есть альпинисты, которые зависают на несколько месяцев, прежде чем забраться на заветную высоту? Такого представить просто невозможно! Поэтому ежедневно нужно делать хоть шажок по направлению к вершине и вносить его в расписание. Например, цель – выучить английский язык. Для этого ежедневно можно учить по пять слов, и в итоге за год ваш словарный запас пополнится сотней иностранных словечек.

 

– За каждое выполненное задание вознаграждайте своего ребенка, – напоминает эксперт. – Вознаграждение – это не всегда медаль, грамота или кубок. Здесь может быть что угодно: шоколадка, похвала, поход в кино, выезд на турбазу, поездка за город. Главное, чтобы ценность вознаграждения была равнозначной ценности выполненного задания. Сначала эту ценность определяют родители, но в дальнейшем, когда ребенок становится осознаннее, он сам назначает себе вознаграждение. Ведь только он знает, скольких трудов стоила ему задача и что ей соразмерно.

 

Пользуясь этим методом, можно планировать абсолютно любой день – будь то выходные или будни. Однако не стоит забывать, что постоянный контроль своего времени утомляет. Иногда полезно расслабиться и довериться простому стечению обстоятельств.

 

Маргарита Бабанова

 

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Упражнение на осознание ценности времени

Рисуем круг на альбомном листе. Делим его на 20 секторов. Каждый из секторов – это год жизни. Для школьника 20 лет – это что-то далекое и неизвестное. И начинаем постепенно закрашивать сектор за сектором. Допустим, половину из них он уже прожил, еще 3,5 года он проспит, 2 года потратит на учебу, 3 – на телевизор и игры... Когда ребенок осознает, что на книги, путешествия, открытия и приключения у него остается каких-то два сектора, он начнет относиться ко времени, как к ресурсу. Время – это дар, его необходимо ценить.