Тысячи шедевров покажут в новом музее ИЗО

10 ноября 2015

После долгой жизни в помещении бывшего овощного магазина Волгоградский музей изобразительного искусства имени Ильи Машкова готовится к переезду. «Вечерка» узнала, что смогут увидеть гости и жители города-героя, когда у музейщиков появится возможность развернуться.

 

 

«Квартирный вопрос», столь актуальный для музея, был рассмотрен в ходе рабочего совещания, которое губернатор Андрей Бочаров провел в выставочном зале на проспекте Ленина. Глава региона поручил выделить средства областного бюджета на завершение ремонта музея, а затем подобрать для него отдельно стоящее здание.

 

– В этом году мы закладываем в бюджет средства на ремонт и в следующем приводим в порядок выставочный зал на улице Чуйкова. А затем в течение полугодия примем решение, где будет находиться музей и как он будет развиваться, – сказал Андрей Бочаров.

 

 

От Рембрандта до Репина

 

Напомним, музей занимает два помещения – на улице Чуйкова и проспекте Ленина. В последнем когда-то располагался овощной магазин. Площадку предоставили как временную, но прошло уже 55 лет! За это время фонды музея выросли в разы – с 2 до 10 тыс. экспонатов. По нормативам учреждению полагается 12 тыс. кв. метров площади вместо имеющихся трех.

 

– Недостаток выставочных пространств не позволяет открыть все многообразие музейной коллекции. А, поверьте, нам есть что показать, – говорит Елена Орлова, директор музея.

 

За долгие годы в музее сформирована отличная коллекция русского искусства XVIII–XIX веков. Здесь есть подлинники работ Шишкина, Репина, Айвазовского, Саврасова, Брюллова, Поленова, Тропинина, Коровина. Есть коллекция и западноевропейского классического искусства. Пока ее можно увидеть урывками – отдельные работы выставляют раз в несколько лет. Гордость музея – коллекция западноевропейской графики, в том числе работы Рембрандта и Дюрера.

 

 

Лучший подарок картина

 

При всем многообразии работ ушедших столетий музей Машкова – все-таки музей современного искусства. Поэтому основной упор сделан на XX век. В дальнейшем специалисты планируют под коллекцию несколько залов. Работ столько, что можно проследить всю историю развития живописи прошлого столетия.

 

– Музей не собирал картины, а просто дружил с художниками, которые дарили ему свои работы. Например, с Моисеенко, Мыльниковым, Нариманбековым. Многое поступало в музей с больших выставок. Так, у нас много работ Татьяны Яблонской, остались оригиналы с масштабной экспозиции Петра Кончаловского в 1969 году. Пополнилась коллекция и после выставки Самохвалова, он лично презентовал свои картины. Таких проектов сейчас не хватает. Опять же единственная преграда – недостаток помещений, – говорит Орлова.

 

 

Вспомнить все

 

Отдельное место в будущем музейно-выставочном центре обязательно будет отведено волгоградским художникам. Коллекция работ местных авторов начинается с 30-х годов XX века. Здесь собраны образцы художественного искусства от скульптуры до графики.

 

– Раньше были художники-документалисты, запечатлевавшие изменения городской среды, сейчас такой культуры рисунка нет, – рассказывает Орлова. – Был еще такой феномен, как волгоградская керамика, – мастерские художников существовали при процветавшем некогда заводе керамики. Это были уникальные по стилю и исполнению работы, которые всегда входили в подарочные наборы от города-героя. Это нужно показывать людям!

 

 

Культурный центр

 

– Музей – это точка притяжения для жителей и гостей региона. У людей должна быть возможность наслаждаться произведениями Ильи Машкова и молодых волгоградских художников в современном отремонтированном помещении, – подчеркнул Андрей Бочаров. – Сегодня отсутствие отдельного здания, где можно демонстрировать работы, не позволяет в полной мере раскрыться талантам, привозить в Волгоград коллекции лучших музеев страны. Нам необходимы современные выставочные залы.

 

– С обретением нового здания мы сможем создать настоящий музейный кластер, – говорит Елена Орлова. – Часть помещений можно отвести под образовательные программы и фестивали, другую оставить под классическую экспозицию. Однако детальную концепцию можно разрабатывать только после того, как появится четкое представление о том здании, в котором мы будем работать.

 

Маргарита Бабанова.

 

DNG