Трата денег или выгодный проект: построят ли «канатку» на Сарпинском

10 июня 2019

Разговоры на эту тему ведутся уже давно. Появится ли канатная дорога на острове или нет, читайте в нашей статье. 

«Канатка» – не самый распространенный вид транспорта, но встречается в крупных городах. Там, где нет возможности обойтись наземными видами сообщения либо плотность застройки такова, построить фуникулер – единственный выход. В ближайшие два года, например, планируют сделать канатную дорогу на севере Москвы – через Химкинское водохранилище. 

Благодаря этому вместо 45 минут от станции «Сходненская» до «Речного вокзала» можно будет добраться всего за семь. 
Ожидаемый пассажиропоток – 19 тысяч человек в сутки, срок окупаемости – чуть более полугода. 

– Первая в России транспортная канатная дорога, которая соединила два города, проходя над судоходной рекой, была введена в эксплуатацию в 2012 году, – рассказывает Артем Фомин, инженер-проектировщик. – Над Волгой она растянулась на 861 метр. Строили ее в течение пяти лет. Она держится на 10 опорах – мощнейшее сооружение, которое стало новым символом Нижнего Новгорода. Это прекрасный пример того, как может выглядеть «канатка» в Волгограде. 

Идея строительства канатной дороги в Кировском районе была озвучена в 2014 году. Воздушную дорогу хотели сделать до зоны отдыха. Общая стоимость оценивалась приблизительно в 1,2 млрд рублей, строительство непосредственно канатной дороги – в 370 млн. Протяженность линии – 1,2 км, высота над уровнем Волги – 20 метров. Просчитали даже количество пассажиров: в час семь кабинок могли бы за 5 минут перевезти до острова и обратно 700 человек. 

Архитекторы говорят, что в свое время было проработано два варианта развития Сарпинского. Один предлагал связать остров с Центральным районом, другой – с Кировским. Оба проекта направлены на развитие туристической привлекательности региона.  

– Реализация подобного проекта возможна только в рамках государственно-частного партнерства, – говорит Игорь Новгородов, урбанист, сотрудник архитектурного бюро. – Такие объекты практически везде строятся с привлечением инвесторов. Для этого волгоградский проект нужно дорабатывать, просчитывать все минусы и плюсы, а также определиться окончательно: дорога – это развлечение или общественный транспорт. 

По словам эксперта, задачу перевозки пассажиров выполняет речной транспорт. Ежемесячный трафик составляет порядка 16 тысяч человек. Если даже предположить, что все они будут пользоваться канатной дорогой, и взять за расчетную величину стоимость одной поездки в 100 рублей (цена поездки в Нижнем Новгороде), то выручка в дачный сезон составит 1,6 млн рублей в месяц. Таким образом, окупаться волгоградская канатная дорога будет несколько десятилетий, даже если предположить, что построить ее по-прежнему можно за 370 миллионов! 

При этом нужно понимать, что Сарпинский – один из самых больших речных островов площадью свыше 100 кв. км. 

Речные суда идут из центра, из Советского, Кировского, Красноармейского районов Волгограда, огибают остров с разных сторон, обеспечивая сообщение с конкретными населенными пунктами и дачными массивами. 

Сложно представить, чтобы люди предпочли канатную дорогу, до которой еще нужно добраться, речному трамваю, до которого 15–20 минут. При этом на кораблике – вдвое дешевле. А учитывая публику – среди дачников в основном пенсионеры – это весьма немаловажный фактор. 

Поэтому говорить о канатке до Сарпинского можно как о части другого, более масштабного проекта рекреационной зоны. Но как отнесутся к этому местные жители и дачники?  

– Я категорически против строительства канатной дороги, – говорит житель одного из местных хуторов Сергей Бобылянский. – Для меня это заповедная территория, оазис, место силы. Очень хорошо, что доступ сюда затруднен – только благодаря этому природа здесь сохранилась.   

Маргарита Бабанова, Алеся Котова. Фото с сайта администрации Нижегородской области.