Тяжеленные трубы тащили через Волгу

? Здравствуй, дорогая "Вечерка"! Не так давно вы писали про дюкер, который строят в Волгограде. Хотелось бы понять, как это возможно технически? Трубы соединяли прямо под водой или сварили на суше, а потом опустили на дно? Но это какая же плавтехника нужна – ведь это невероятная тяжесть! В общем, расскажите, пожалуйста, в деталях. Большое спасибо за ваше умение о сложном говорить просто. Надеюсь и на этот раз на исчерпывающий ответ.
С уважением, постоянный читатель Сергей Алексеевич Бортнев, Центральный район.
Уважаемый Сергей Алексеевич! Спасибо за интересный вопрос!
Прежде всего, напомним читателям "Вечерки", как устроена канализационная городская сеть. Стоки из шести районов Волгограда поступают на остров Голодный, где находятся очистные сооружения. Водное препятствие нечистоты преодолевают по напорному коллектору, уложенному по дну реки.
Действующий трубопровод построен еще при царе Горохе и находится в аварийном состоянии. Нетрудно представить масштаб экологической катастрофы, если однажды коллектор прорвет. Власти решили не дожидаться беды. При поддержке федерального бюджета началось строительство нового дюкера, состоящего из двух трубопроводов – основного и резервного.
В настоящее время обе нити уже протянуты, подрядчик осуществляет благоустройство прилегающих территорий. Ожидается, что летом этого года новый коллектор будет введен в эксплуатацию, что не только гарантирует высокий уровень экологической безопасности, но и даст городу возможность развиваться, ведь действующие сети функционировали на пределе возможностей.
Вопрос читателя вполне закономерный. Ширина реки в месте стройки дюкера – более километра, сильнейшее течение. Каким образом можно уложить на дно гигансткие трубопроводы диаметром более 1,2 метра? Как рассказал "Вечерке" Олег Шкуров, замначальника конструкторского отдела компании-подрядчика, единственно верным было решение протащить коллекторы с помощью мощной лебедки. Подробности – в нашем материале.
Ширина реки в месте прокладки трубопровода составляет 1300 метров, глубина – от 5 до 10 метров. Скорость течения – от 0,4 м/с у берега Голодного, до 1,6 м/с в судоходной части. По словам Олега Шкурова, это очень много. Ситуацию усложняло и наличие ГЭС, расположенной на 22 км выше по течению. Из-за сбросов на гидроэлектростанции уровень воды в реке постоянно колеблется в пределах трех метров, поэтому приходилось постоянно корректировать расчеты.
"Могучий" – самый большой плавучий кран в бассейне Нижней Волги. Его длина составляет 63 м, грузоподъемность – 350 т. Расписание гиганта составлено на месяцы вперед, ведь он незаменимый. Например, с помощью этого крана поднимали "Булгарию", затонувшую в Куйбышевском водохранилище в 2011 году.
Общая длина основного коллектора – 1800 м, в том числе по дну реки – 1220 м, по правому берегу – 280 м и по левому – 300 м.
Резервная ветка чуть длиннее – в общей сложности 1956 м.
Берег острова в районе прокладки коллекторов пришлось укрепить слоем бутового камня поверх щебня. Толщина укрепляющего слоя – 1,75 м, длина укрепляемого участка – 70 м, ширина – 40 м.
КСТАТИ
По ходу работы выяснилось, что в зоне строительства пролегает немало других коммуникаций – кроме действующего коллектора, нашлись силовые кабели и даже газовые трубы. На левом берегу газопровод и коллектор пересекались – пришлось разрабатывать и в срочном порядке утверждать в Минстрое специальные технические условия на строительство и эксплуатацию объекта в зоне действия действующих газопроводов.
Трубы диаметром 1220 мм и толщиной стенки 12 мм доставляли на строительную площадку баржами с Волжского завода
Все работы проводились под постоянным видеомониторингом и контролем всех фаз, рассказали в подрядной организации. Прежде чем засыпать уложенный коллектор грунтом, водолазы тщательно обследовали его положение и состояние.
Как укладывали трубы по дну Волги?
1. На дне реки выкопали траншею.
– На правом берегу был задействован плавучий кран «Могучий», он понадобился для выемки самых твердых пород, – поясняет Олег Шкуров. – С другими, более мягкими, справился «Подводник». Использовался также земснаряд: при такой технологии грунт всасывается, будто пылесосом, потом его сбрасывают в шаланду – плавучее средство наподобие баржи. Этот грунт пригодился, когда после прокладки нужно было засыпать трубопровод.
Местами глубина укладки труб в траншею достигала 18 м от уровня воды в реке.
2. Монтажную площадку разбили на Голодном. Здесь трубы длиной 12 м каждая сваривали сначала по две, затем соединяли вместе два этих отрезка. Таким образом получались секции в четыре трубы длиной 48 м. Каждая ветка составлена из 26 таких "четырехтрубок", говорит Олег Шкуров.
Все трубы опрессовали, изолировали и одели в "деревянные одежды": так называемая футеровка с помощью деревянных реек – своего рода аммортизация, препятствующая повреждению металла. Поверх дерева надевают бетонные полукольца, которые соединяют железными болтами, – пригруз.
– Благодаря этому трубы будут надежно укреплены и не всплывут, – поясняет конструктор.
С учетом футеровки и балансировки вес каждой секции, подготовленной к протаскиванию, составил около 95 т! А общий вес бетонных колец, спущенных под воду, – 3600 т.
Качество сварных работ на берегу проверяли с помощью рентгена.
3. На левом берегу сделали специальную спусковую дорожку, огражденную стенами из металлического шпунта. На правом берегу установили мощную лебедку с тяговым усилием 150 т/с. От нее по дну траншеи протянули до Голодного стальной трос диаметром 57 мм. Здесь к тросу прикрепили первую 48-метровую секцию и протащили к правому берегу так, чтобы на острове остался лишь небольшой "хвостик". К нему приваривают новую секцию и снова протаскивают.
Трубопровод уложен не строго горизонтально, а дугой, примерно повторяющей рельеф речного русла. По словам инженеров, это допустимо: все предельные нагрузки точно рассчитаны.
4. Подключение новых коллекторов к действующим сетям будет выполнено в специальных камерах подключения. В них есть так называемые монолитные футляры – изолированные и герметизированные боксы.
Вместе с трубами будет введена в эксплуатацию и новая запорная арматура, рассказал Олег Шкуров.
Отметим также, что главная насосная станция, агрегаты которой качают нечистоты на Голодный, также находится сегодня в стадии реконструкции. Это самая крупная канализационная насосная станция из 50, имеющихся в Волгограде. Как рассказали в мэрии, после модернизации КПД станции увеличится на 75%, потребление электроэнергии в пять раз снизится.
Андрей Шитов