Татьяна Бутко: «Современный танец не пойдет без классической основы!»

Фото: ИД "Волгоградская правда"
Как распознать в девочке танцовщицу и куда податься обладательнице столь «несерьезной» профессии, рассказывает Татьяна Бутко, преподаватель высшей категории кафедры хореографии.
? Татьяна Ивановна, в Волгограде довольно широко представлены разные танцевальные школы: от классики до брейк-данса. Как понять, куда отдать ребенка? Некоторые родители, например, считают, что отдавать надо исключительно на современные, поскольку все остальное неприменимо в жизни.
– Если ребенок маленький, то для начала ему нужно пройти курс подготовки, развития данных. Здесь определяется музыкальность ребенка, его склонность к тому или иному виду танца. Как правило, к семи годам уже ясно, в каком направлении двигаться дальше. «Выдает» ребенка пластика, характер движений. В какой-то период времени я работала в Центральном Доме пионеров. На обучении были разные детки, но вот у пухленьких никак не шла классика. Я решила ввести народное направление, поставила танец, и, вы знаете, как дело пошло! Вообще я считаю, что в хореографическом образовании обязательно должна быть классика. Все уши студентам прожужжала: даже современный танец не пойдет без классической основы! Но, к сожалению, студенты не стремятся преуспеть в этом направлении. Поэтому я стараюсь открывать свои студии, растить свое поколение детей, у которых будет развит танцевальный вкус и понимание хореографии. А для этого необходимо преподавать стандартный хореографический набор: классика, народный танец и современный.
? В крупных танцевальных коллективах нередко очень жестко «строят» детей. Бывает, постоянно кричат. Это наведение дисциплины, работа на результат? Или просто уже сложилась такая традиция?
– Все зависит от конкретного педагога, от его внутренней культуры, от задач, которые он ставит перед собой. Кто-то, видимо, считает, что дрессированными детьми управлять легче. Но я с этим не согласна, никогда не кричу на детей. По-моему, лаской можно добиться большего результата. Опять же заниматься с детьми можно больше, чаще, интенсивнее – тогда они быстрее вовлекаются в процесс, загораются. Я нередко в два раза быстрее выдавала ученикам программу. Зато и обстановка на занятиях была рабочая, и Гран-при постоянно брали.
? Вы работаете со всеми возрастами – и с трехлетками, и со студентами. Что определяет танцора в любом возрасте?
– Желание и трудолюбие. У нас был даже такой случай: на хореографическое отделение приехал поступать молодой человек, который никогда в жизни хореографией не занимался. Но данные были хорошие, плюс мальчики в хореографии всегда в чести. А самое главное – его невероятное желание поступить! Он так сильно хотел овладеть мастерством, что в результате стал лучшим на курсе. После учебы уехал в Нижний Новгород и создал сильную танцевальную школу.
? А правда, что и вы сами тоже не сразу пришли в хореографию – почему выбрали спорт?
– Я в свое время поступила в Московское хореографическое училище. У нас на экзамене присутствовала сама Майя Плисецкая! Но мне оказалось негде жить, пришлось бросить училище, не начав обучение. Я ужасно расстроилась и с горя ушла в спорт. Год занималась спортивной гимнастикой, стала кандидатом в мастера спорта. И все-таки вернулась в хореографию. Через год меня взяли без экзаменов в Саратовское хореографическое училище, где тогда проводился жесточайший отсев. За годы учебы из 60 человек на курсе осталось лишь 17. Я все-таки стала дипломированным хореографом! И с упоением работаю в профессии всю жизнь.
? У студентов обычных вузов часто бывает так: сначала работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя, то есть после «экватора» можно расслабиться. В хореографическом вузе этот принцип актуален?
– Категорически нет! Если ты ленивый, даже шикарные данные тебя не спасут. Некоторые, правда, рассчитывают еще подарками откупиться. Тогда приходится в сотый раз повторять: за вас никто не сделает вашу работу, вы собственным телом показываете все свое мастерство. Спрятаться за кого-то не получится.
? Куда сегодня можно устроиться на работу с хореографическим образованием?
– В нашем городе все расходятся работать в музкомедию и антрепризу. Определенный процент решается проложить себе дорогу в столицы нашей Родины. Мои ученики разъехались в основном за границу. Одни открывают свои хореографические школы, другие работают в танцевальных шоу. Но без работы никто не сидит!
? Вы следите за их карьерой, общаетесь?
– Со многими. Помню, одной моей ученице папа запрещал идти в балет, хотел, чтобы она получила более «человеческую» профессию. Но мы с ней продолжали заниматься, и в результате она стала хореографом, уехала в Италию, организовала собственное шоу. Живет сейчас припеваючи, родители постоянно у нее гостят, а когда мы с ними видимся, благодарят за то, что дала их дочери такое выгодное образование. Другая моя ученица, которая уже 25 лет живет в Индии, тоже говорит: «Спасибо, Татьяна Ивановна: я вашим «Цыганским» первые пять лет себе на жизнь зарабатывала».
? Говорят, что сегодня и в спорте хореографы востребованы!
– Да, хореографию можно преподавать во многих видах спорта: спортивная и художественная гимнастика, в чем-то даже акробатика и, конечно, фигурное катание. Я застала еще те времена, когда на нашем катке тренировались маленькие Плющенко и Маринин. Именно я ставила им тогда хореографию. Но однажды они поехали на конкурс в Прибалтику, там их увидел столичный тренер и забрал в Москву.
? Как вы ставите танцы в течение такого длительного времени? Ведь велик риск повториться…
– В этом вопросе все решает музыка. Я слышу ее, и в голове рождается рисунок нового танца, движения. Повторяться нельзя, это непрофессионально. Я точно знаю, что в Москве достойные педагоги не позволяют себе копирования. Стараюсь держать эту планку.
Юлия Казанджан