Сэкономить бюджетные средства при строительстве дорог позволит отказ от субпорядчиков

18 октября 2016

Депутаты хотят избавиться от формалистского подхода при проведении конкурса на ремонт дорог

Контракты так называемого жизненного цикла при строительстве и ремонте дорог могут быть закреплены на законодательном уровне – глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, избранный в парламент от Волгоградской области, предлагает исключить субподрядчиков из процесса строительства дорог.

 

Сэкономить бюджетные средства при строительстве дорог позволит отказ от субпорядчиков

 

Профильные эксперты сходятся во мнении, что такой подход позволит добиться усиления персональной ответственности подрядчиков за качество работ и обеспечить прозрачный механизм распределения бюджетных средств.

 

На минувшей неделе депутат Евгений Москвичев принял участие в крупнейшей в стране выставке дорожного строительства «ДорогаЭкспо – 201 6». Парламентарий рассказал, над рассмотрением каких законопроектов будут работать депутаты на первом заседании профильного комитета Госдумы. В частности, Москвичев предлагает исключить субподрядные организации из процесса строительства дорог. По мнению депутата и эксперта в строительной отрасли, субподрядчикам может быть отведена исключительно прикладная роль: установка освещения на дороге, нанесение пешеходной разметки, облагораживание придорожной территории.

 

Что касается самих строительных работ, их должны проводить только квалифицированные специалисты той компании, которая выиграла конкурс и отвечает строгим критериям. Кроме того, депутат считает необходимым повысить ответственность подрядчиков и обязать их обеспечить гарантию за качество дорог до шести–восьми лет.

 

Речь идет о так называемых контрактах полного жизненного цикла – когда компания, которая выиграла открытый конкурс на строительство или ремонт дороги, выполняет все работы, что называется, «под ключ», исключая из процесса дорожного строительства такое понятие, как субподряд. В последние пятнадцать лет в сфере дорожного строительства и ремонта сложилась довольно громоздкая и непрозрачная схема работы, при которой контракт на ремонт дороги заключает компания – генеральный подрядчик, а фактически к выполнению работ привлекается сторонняя фирма.

 

– Зачастую у компании-генподрядчика нет ни парка техники, ни людского ресурса для ремонта даже дороги в городском дворе, не говоря уже о работах на крупных федеральных трассах, – поясняет Константин Ермощенко, председатель Волгоградской областной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства . – Открытый конкурс формально выигрывает компания, в штате которой могут числиться один–два человека, такая фирма-«прокладка» нанимает строителей по принципу дешевизны, зачастую не изучая их репутацию и портфолио. В результате такого формалистского подхода сроки сдачи объекта срываются,или заказчик получает дорожное полотно низкого качества, которое уже на следующий сезон приходит в негодность.

 

По мнению эксперта, введение механизма полного жизненного цикла автоматически ужесточает ответственность за качество работ.

 

– Подрядчик будет отвечать головой за сроки и ремонт дорог, – считает Ермощенко. – Еще одним весомым аргументом за возвращение принципа работы «под ключ» является существенное понижение стоимости проектов по строительству или ремонту дорог. Сейчас основные работы выполняют сторонние фирмы, а это сверхзатраты и перерасходы, в итоге генподрядчик не всегда оказывается способен платить по счетам, отсюда срывы сроков и объекты-долгострои.

 

Другой дорожный эксперт, член регионального штаба ОНФ, председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян указывает на потенциальные риски новой схемы работы в дорожном строительстве.

 

– Посудите сами, компаний-генподрядчиков, которые обладают достаточным ресурсом, как людским, так и техническим, для выполнения большого объема работы, не так уж много, – считает общественник. – После введения такого закона, при котором субподряду запретят выполнять основную массу работ, с рынка дорожного строительства уйдет больше трети компаний. В результате может образоваться монополия, участники которой будут устанавливать завышенные цены на определенные виды работ. Избежать этого позволит усиление общественного контроля, который также надо прописать на законодательном уровне.