Светлана Сыроежкина: «Если не уважаешь учителя – не обсуждай это при детях!»

Фото: Юлия Казанджан
Как изменились дети, учителя и сама школа с советских времен? Может ли учитель кричать на детей? И чему должен научиться ребенок к концу «началки»? Об этом мы поговорили с учителем младших классов Светланой Сыроежкиной, проработавшей в волгоградских школах 30 лет.
? Светлана Анатольевна, насколько читающим и пишущим ребенок приходил в школу лет 20-30 назад? Изменилась ли ситуация сейчас?
– Практически не читающим и не пишущим, и от него это, собственно, не требовалось. Но к концу первого класса дети осваивали ту же норму, что и нынешние: 20-25 слов в минуту. Почему 30 лет назад было проще научиться читать? Потому что, во-первых, у детей кроме книг почти ничего не было, не на что было отвлекаться. Во-вторых, они осваивали лишь учебный материал, их голова не была забита информацией из телевизора и компьютера. В-третьих, у тех детей было развито понимание слова «надо».
У современных детей все наоборот. Они, как зависший компьютер, перегружены массой ненужной информации, взвинчены, тревожны. Мне часто кажется, что они приходят в школу уже заведомо уставшие. А это отражается на всем учебном процессе.
Но стоит отметить, что сейчас изменился подход к чтению. Раньше требовалась техника, скорость в чистом виде. А сейчас мы обращаем внимание на индивидуальность ребенка. Он может читать медленно, но грамотно, осмысленно, не заменяя буквы и слова. И это лучше, чем быстро, но не осознавая прочитанное, проглатывая, додумывая слова, с однотонной интонацией.
? Дошкольников в школе часто привлекает внешняя сторона: ранец, форма, статус «взрослого». Но как только начинается учеба и они понимают, что это на 11 лет, оптимизм угасает. Как поддержать, развить интерес к школе?
– Во-первых, конечно, ребенок должен видеть пример родителей, которые не только телевизор смотрят, но и читают, и имеют какие-то увлечения, хобби. Во-вторых, не всегда нужно ставить перед ребенком глобальные цели, вроде: учись, потом получишь хорошую профессию и работу. С одной стороны, дети сейчас знают, что четкой закономерности между добросовестной учебой и высокооплачиваемой работой нет, плюс нет уже престижа высшего образования. А с другой стороны, цель должна быть реально ощутима и достижима. Возьмите ту же технику чтения: договоритесь каждую неделю замерять скорость. «Смотри-ка, за неделю уже два слова прибавилось – здорово! А давай чуть побольше читать, может, еще больше получится?»
Сравнивайте ребенка с ним же самим, тогда он будет видеть собственный рост, будет появляться и стимул. Детей нужно постоянно заинтересовывать.
Говорят, они ничего не хотят. Не согласна. Они хотят, но – быстро, одномоментно. Главное – увидев интерес ребенка к чему-либо достойному, поймать и развить его. И надо постоянно объяснять: чтобы чего-то достичь, надо потрудиться.
? В современной школе сильно увеличился объем материала и скорость его освоения. В чем еще принципиальная разница прежних и нынешних методов обучения?
– Раньше задачей учителя было: дать знания, развить умения, привить навыки. А сейчас – не просто дать знания, а научить их добывать.
Посмотрите любой учебник начальной школы: как таковой информации в нем немного, но вся она пестрит вопросами: «А ты как думаешь?», «Какие еще сказки (города, названия) ты знаешь?». Любая программа опирается на жизненный опыт, который ребенок уже приобрел. Даже если ребенок не знает ответа, он должен найти его – у учителя, родителей, в библиотеке, в Интернете. Все приучает детей к тому, что они должны что-то предпринимать, чтобы добиться результата. Даже для учителей все стало непросто. Нам тоже дают примерную информацию для работы, а мы уже должны сами адаптировать ее под класс. Уже нельзя просто открыть учебник и рассказать урок, нужно самим постоянно учиться.
? Как вы оцениваете появление портфолио в жизни младших школьников? Все мы понимаем, что школе и отдельно учителям нужны баллы. Но в морально-этическом плане нужно ли натаскивать детей на получение грамот и формирование этой папки отличий?
– Я бы слово «натаскивать» заменила на слово «заинтересовывать», и тогда – нужно. Порой взрослый человек не всегда понимает, что у него получается лучше, что хуже, и чем ему стоит заниматься. А когда в девятом классе встанет вопрос о поступлении, о профессии, уже поздно будет об этом думать.
? Но разве сама учеба, учебный процесс не дают нужного понимания?
– Дают, но не всегда объективное. Мои дети, например, в большинстве своем любят чтение, это их любимый предмет: домашнее задание простое, на уроках можем петь, плясать, сценки ставить. И потому, когда речь заходит об олимпиаде, все массово выбирают литературное чтение. Но вот приходят результаты, и у всех шок: достойные места заняли единицы. Как, почему? Оказывается, в чтении их привлекала внешняя сторона: прочитали, основную фабулу схватили, сценку разыграли. А имя автора не запомнили, на второстепенных героев внимание не обратили. И ребенок начинает понимать: либо ему нужно пересмотреть свое отношение к любимому предмету, либо этот предмет по-настоящему не столь интересен, а стоит попробовать себя в чем-то другом.
Только не давите на него, пусть сам выбирает, участвовать или нет. В целом олимпиады помогут ребенку адекватно оценить свои способности.
? Насколько изменилась у детей лексика, умение выражать свои мысли, словесно рисовать образ?
– Современным детям, конечно, трудно говорить. Какие у нас учебники, какие рабочие тетради, наглядный материал! А ребенок смотрит на картинки и не может выстроить по ним свой ответ, не может описать иллюстрацию. Он знает, что такое смартфон, но не знает понятия «золотая осень».
Так не должно быть! Пользоваться техникой удобно, и все мы привыкли быстро нажимать на кнопки и общаться на уровне «ок», «щас». Но мы забываем, что мы взрослые, у нас есть багаж, образование. А у детей этого еще нет, поэтому им категорически нельзя зацикливаться на электронике и поглощении игр и мультиков с их убогим субкультурным языком. Нужно развивать речь.
Мы с рождения учим ребенка не просто говорить: возьми ложку, пойди туда, скажи «спасибо». Но через слово мы учим его жить. Как человек говорит, так он и мыслит. И что толку, если ребенок изучит изнутри всю электронику, но не сможет донести до других знания, свою мысль.
Обсудить проблему, поддержать в радости – для этого всего нужно владение словом.
? Сейчас работа учителя причислена к сфере обслуживания. Как это отразилось на учителях?
– Мы стали больше времени тратить на заполнение бумаг. Раньше родители, дети, администрация видели результат моей работы. А теперь его нужно доказывать бумагой. Я веду журнал классный, электронный, журнал внеурочной деятельности, журнал беседы с обучающимися, план воспитательной работы. Эти бы силы направить на детей, на подготовку к следующему уроку!
Кроме того, изменилось само отношение к учителю, упал авторитет. Раньше учитель – это была такая высота! Все знали, что учитель всему научит и научит только хорошему. С моей мамой, которая тоже была педагогом, всегда советовались люди старшего возраста.
Нынешнее отношение к учителю связано, как мне кажется, с неправильным пониманием демократии: не все, что ты думаешь, нужно озвучивать, а о своих правах не надо кричать.
Если ты не уважаешь учителя или считаешь, что школа обязана была дать бесплатные учебники и оснащенные кабинеты, но не дала, не надо обсуждать это при детях.
? В советское время учитель мог и затрещину дать. Сейчас же за любое неверное слово подают в суд. Где золотая середина? На какие меры воздействия имеет право учитель?
– Учитель должен иметь право на то, чтобы быть хозяином в классе, иметь право на свою педагогическую деятельность, знать, что его не запишут на диктофон и не подадут на него в суд.
Учитель и прикрикнуть может, но это тоже нужно для достижения определенных целей, порядка. Особенно в первом классе, когда все дети из разных семей, из разных сфер общения, когда их нужно организовать. Иногда приходится повышать голос только для того, чтобы тебя увидели, не то что услышали. Ведь современные дети часто криком общаются, на повышенных тонах.
Прикладывать руку однозначно нельзя – это унизительно.
Самый действенный метод воздействия на учеников – это положительный образ учителя в глазах детей и простое человеческое слово. Можно сказать ребенку: «Ну-ка успокойся, а то я сейчас маме позвоню!», и это даже подействует на две минуты. Но это не то. А можно увлечь предметом, чтоб ребенку было интересно тебя слушать. «Влюбляйте в себя и в свой предмет», – говорит наш директор, и я думаю, это очень мудрые слова.
Юлия Казанджан