Светлана Безродная: "Зритель устал от Михайлова и Киркорова и потянулся к классике"
«На одном дыхании», — так комментируют зрители выступления "Вивальди-оркестра", состоящего исключительно из женщин. За 27 лет существования коллектив дал 2000 концертов по всему миру. Многие произведения — музыкальные артефакты, услышать которые вживую можно только в их исполнении.
В Волгограде прошли два концерта прославленного оркестра. "Вечерке" удалось встретиться с основателем и дирижером коллектива, народной артисткой России Светланой Безродной.
В джазе только девушки
— Светлана Борисовна, вы приехали в Волгоград с джазовой программой "Каскад и кураж". Музыка 20— 50-х годов прошлого века. Не буду говорить, как умело вы заменили духовые партии струнными, спрошу про первое, что приходит в голову. Все мы видели фильм "В джазе только девушки", помним интриги и склоки между участниками коллектива, как дела обстоят у вас? Приходится ли усмирять девушек?
— Во-первых, я сама женщина и все чувствую. Если назревает какой-то конфликт, мы вместе стараемся его разрешить. Никаких интриг у нас не бывает, во многом благодаря нашему продюсеру, и по совместительству моему мужу, Славе Черному. Мы его так и называем "наш муж". Он автор идей, сценариев, занимается нашей гастрольной деятельностью, следит за настроениями в коллективе. Слава — наша опора: когда есть на кого положиться, мы не думаем об организационных моментах, а полностью посвящаем себя творчеству. Мы — цельный механизм, вместе не только на работе, но и на праздники — от крестин до дней рождений.
Кроме того, мы с мужем в прямом и переносном смысле против убеждения, что "музыкант должен быть голодным". У нас хорошие зарплаты и бесплатный буфет для артистов. Надо сказать, что последнее — редкое явление среди московских театров. Таким дружественным отношением мы заманиваем и артистов театра Моссовета, Большого театра. Наши программы ведь не просто музыка, а театральное действие, работаем с Певцовым, Домогаровым, Васильевым. Представляете, у меня даже Охлобыстин поет. Работа кипит, времени на интриги и зависть не остается.
— В Волгограде концерты прошли с аншлагами, притом что никакой рекламы практически не было. Кто ваш зритель?
— У нас очень плотный график: за прошедший месяц мы дали 26 концертов (Светлана Борисовна отпраздновала в феврале 82-й день рождения, — прим. автора). Всего с января по апрель "Вивальди-оркестр" по договору с министерством культуры обязан провести 35 концертов: как видите, мы идем с опережением графика. Мы с нашим зрителем давние друзья, программы оркестра можно увидеть на телеканале "Культура". Особенно часто повторяют "Унесенные ветром", в которой мы собрали произведения советской и эмигрантской культуры. Записали ее в 2011 году, с того времени, как минимум два раза в год программу повторяют в эфире. Опять же спасибо актерам, они заманивают к нам свою аудиторию. Участие в "Унесенных" приняли Владимир Зельдин, Вера Васильева, Александр Домогаров, Дмитрий Назаров, Александр Ф. Скляр и многие другие замечательные артисты. Кроме того, сейчас, — думаю, и вы это заметили, — идет отток аудитории от так называемых поп-певцов. Даже Стас Михайлов и Филипп Киркоров не собирают залы. Люди устали от некачественного продукта, и все чаще стали заходить к нам на огонек.
Машина времени
— Большинство программ "Вивальди-оркестра" строятся на музыке начала прошлого столетия. Как вы думаете, будет ли популярна такая музыка еще через 100 лет? И есть ли достойные современные композиторы?
— Египетские пирамиды, скульптуры эпохи возрождения, архитектура Гауди в Барселоне — все это вне времени, все это называется классикой. То же самое и с музыкой 20-го столетия, она не утратит своей особенности и будет вызывать интерес у публики. Если сейчас появится человек, который не будет никому подрожать, а будет уникальным композитором, откроет новые музыкальные возможности, его имя не забудут и тоже пронесут через века. Сейчас же нам попадаются в основном однодневки. Нет ничего уникального. Но одно все-таки радует. Меня некоторое время назад пригласили на ток-шоу, как представителя классической музыкальной школы. Вместе со мной сидели в студии представители эстрады. Зрителями были подростки и дети. Так вот, когда программа подошла к концу, ко мне подбежала основная часть ребятишек, оставив без внимания артистов, ежедневно ротируемых в телевизоре. Я у них спрашиваю: "Почему я? Там же кумиры молодежи!". А они мне отвечают: "Нам интересно знать, как это было тогда!". Музыка — это машина времени, она вас переносит из века в век, из культуры в культуру, без особой технической поддержки.
— Вы говорите, нет достойных композиторов. А как же Александра Пахмутова? Некоторые называют ее вторым Рахманиновым.
— Александра Николаевна — прекрасный композитор-песенник, удивительно светлый и добрый человек. К сожалению, я не слышала ее классических произведений, обязательно заполню эту нишу по возвращении домой. Но факт гениальности Александры Николаевны - неумолим.
Растяжка каждое утро
— Светлана Борисовна, не могу не отметить вашу физическую форму. Вы прекрасно выглядите, просто не верится, что вы разменяли девятый десяток. Стоять по два часа на сцене, управлять оркестром. В чем ваш секрет молодости?
— Мало ем, мало сплю и много работаю (улыбается). И стою я на сцене не по два часа, а по четыре. У нас же перед каждым выступлением еще и репетиции. Спасибо, конечно, моим родителям за генетический материал. Но не обошлось и без спорта: я мастер спорта по художественной гимнастики. Много лет входила в сборную при Московской Центральной музыкальной школе и тренер пророчил мне олимпийское будущее. И пусть я и выбрала скрипку, спортивный дух из меня никуда не делся. Это уже привычка - с утра как бы мне не хотелось, я всегда делаю растяжку. Дома у нас тренажеры. Летом мы никуда не ездим, хватает поездок и в концертный сезон, остаемся в Подмосковье. Часто к нам приезжают друзья, бывают Александр Ширвиндт с женой. И вот они сидят, у каждого по биноклю и высматривают меня - как далеко я убежала. Меня никакая жара не пугает, бег стимулирует творческий потенциал и укрепляет тело.
Наша справка
Классический ремейк
"Вивальди-оркестр" был создан в 1989 году. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 года на сцене Колонного зала Дома Союзов. Спустя пять лет, в 1994-м, "Вивальди-оркестр" был удостоен звания "академический", а спустя два года его создатель Светлана Безродная — звания "Народная артистка России". Состав, как и название оркестра были навеяны жизнью и творчеством великого Антонио Вивальди. "Вивальди-оркестр" — своего рода "ремейк" женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века.