Существуют ли предельные сроки устранения коммунальных аварий?

Уважаемый Валерий Павлович! Регламент на отключение коммунальных услуг при аварийной ситуации существует. Законом четко определены сроки отключения и ограничения подачи света, воды, отопления и газа.
– Порядок, условия, сроки прекращения, ограничения подачи коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354, – поясняет Роман Сысоев, юрист в сфере ЖКХ. – В Правилах четко сказано, что максимально допустимые сроки отключения, например, подачи холодной и горячей воды при авариях на водопроводе составляют в совокупности восемь часов в месяц и не более четырех часов единовременно. Исключение составляет глобальная авария на тупиковой магистрали. При такой ситуации обычно отключают горячую воду, на устранение подобной аварии положены сутки.
Аварийная ситуация – один из тех случаев, когда отключение проводится без предупреждения. Наряду с этим подача водоснабжения внезапно прекращается только при возникновении чрезвычайной ситуации или же при стихийном бедствии. Обо всех запланированных отключениях коммунальщики и управляющие компании обязаны сообщать заблаговременно.
Что касается электричества, то допустимая продолжительность отключения света составляет не более двух часов единовременно в том случае, когда имеется резервный источник питания, и до 24 часов при наличии только одного источника. А вот годовой лимит в совокупности не должен превышать 72 часов.
Отключить газ имеют право не более чем на четыре часа суммарно в течение месяца. А вот нормы по устранению аварии в системе отопления разграничиваются в зависимости от температуры воздуха. Суммарно допустимое значение прекращения подачи отопления составляет не более 24 часов в течение месяца. Единожды, при температуре окружающей среды в жилом помещении от +12 градусов, отключить тепло для устранения поломки имеют право не более чем на 16 часов. Если в комнатах от +10 до +12 градусов, то сидеть без тепла положено максимально 8 часов. При температуре от +8 до +10 градусов отключение возможно не более чем на 4 часа.
– В случае если коммунальщики при устранении аварийной ситуации не укладываются в нормативы, прописанные законом, то управляющая организация, обслуживающая дом, обязана произвести перерасчет, так как нарушается качество подачи услуг, – отмечает специалист.
По всем видам коммунальных услуг сумма перерасчета определяется следующим образом: за каждый час превышения допустимой нормы размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы в соответствии с показаниями приборов учета (при их наличии) или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Если действия по приостановке услуг привели, например, к повреждению имущества или ресурсы отключили необоснованно, то возможно получение компенсации. Но это придется еще доказать.
– Здесь невозможно дать однозначный ответ. Потребуется более детальное изучение обстоятельств, ситуации, документации. Допустим, имеет место аварийная ситуация. При этом управляющая компания уведомила жильцов, что авария будет устранена в такой-то срок и подача воды восстановится через определенное время. Но по объективным причинам поломка к заявленному времени не была устранена. Получается, что вины УК здесь нет, а значит, нужно уже разбираться с другими инстанциями. Или иная ситуация. Авария, например, была давно устранена, но по вине управляющей компании водоснабжение восстановили с задержкой. В этой ситуации уже стоит предъявлять претензии жилконторе, обслуживающей дом. Имеется судебная практика, когда жильцы (как потребители) обращаются в суд и взыскивают моральный вред, штраф, судебные расходы с виновной организации, которая нарушила их права при необоснованном прекращении или ограничении подачи коммунальных услуг.
Ирина Марченко. @ Фото ИД «Волгоградская правда» / Сергея Григоренко.