Страхование жилья: появится ли новая строка расходов в платежках?

25 августа 2019

С 01.09.19 в платежках за коммунальные услуги будет графа – добровольное страхование имущества. Разбираемся с нюансами этого вида платежа в нашем материале.

 Федеральный закон № 320‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» принят летом прошлого года, а вступил в силу 4 августа нынешнего. Именно этот документ и определяет порядок добровольного страхования жилья. Правда, в общих чертах. Потому что в каждом регионе должны быть приняты местные нормативные акты, которые определят как перечень страховых случаев, так и сумму выплат.

Таким образом, с 1 августа, как многие уже смогли убедиться, никаких новых строчек в платежках не появилось, но это вопрос времени.

По предварительным оценкам, средняя плата составит около 150, по другим оценкам – в диапазоне 200‑300 рублей с квартиры в месяц. Конкретные суммы будут зависеть опять же от того, какой порядок расчета страховых взносов будет принят на уровне региона.

Как поясняют специалисты, в первую очередь страховка должна решить проблему с компенсацией потерь при масштабных чрезвычайных ситуациях, но последствия локальных катастроф, таких как пожар в отдельно взятой квартире в результате короткого замыкания или затопление с верхнего этажа, скорее всего, также войдут в число страховых случаев.

Чтобы не наводить панику, подчеркиваем: страхование будет носить добровольный характер. Эксперты, которых мы попросили оценить инициативу, солидарны: страховать свое имущество нужно.

– Приведу такой пример, – комментирует Олег Капустин, заслуженный работник ЖКХ. – Допустим, квартиру затопило. Если виновник не соглашается в добровольном порядке компенсировать ущерб, вопрос приходится решать через суд. Это связано с различными трудностями, затратами времени, сил и средств. Так что многие даже не берутся судиться, если ущерб не очень большой. В случае если жилье застраховано, компания произведет оценку, выплатит страховку, а потом самостоятельно будет взыскивать эту сумму с того, по чьей вине произошло подтопление.

 

Возникает вопрос: зачем включать страховку в квитанцию на оплату услуг ЖКХ, если при желании и без того можно прийти в любую страховую компанию и приобрести полис на любой пожарный случай? По мнению Олега Капустина, никакого подвоха здесь нет.

 

– Мы же ленивы и инертны, а когда соответствующая строка появится в платежке, задумаемся – может, действительно стоит застраховать? В советские годы это было довольно распространено: страховались от болезней, несчастных случаев, детишек страховали…

Однако нужно иметь в виду, что далеко не каждый детально изучает платежный документ, а просто вносит итоговую сумму, тем более что для этого в платежке прописан суммарный QR-код. Между тем здесь (так же как с капремонтом) действуют правила публичного договора: если внес оплату, значит, согласился на предложенные условия и документ считается заключенным. Чтобы расторгнуть его, нужно идти в страховую компанию и писать соответствующее заявление.

По словам Александра Ошерова, председателя ассоциации советов многоквартирных домов Волгограда, включение добровольной услуги в перечень обязательных противоречит закону «О защите прав потребителей». Поэтому нужно будет еще посмотреть, в какой форме все это будет преподнесено. Кроме того, нужно понимать, что с компенсацией убытков со стороны страховщиков все не так просто.

– Это всегда проблема, – считает Ошеров, – начинается словесная казуистика, крючко­творство, и чтобы доказать, что случай является страховым, приходится привлекать юристов.

Кроме того, эксперт обращает внимание на высокую степень износа жилого фонда в целом по стране и в Волгограде в частности. Например, чугунные канализационные выпуски, срок службы которых составляет 40 лет, стоят уже по 60.

Если из‑за этого произойдет какое‑то ЧП, авария, будет ли это считаться страховым случаем? Вряд ли! Скажут, что собственники вовремя не провели собрание, не оплатили ремонт. И таких ситуаций можно спрогнозировать очень много.

– Я для себя еще не определился, нужно страховать или нет, – признается Александр Ошеров. – В любом случае не нужно делать это вслепую. Необходимо запросить всю информацию, тщательно изучить договор и только тогда принимать решение. Иначе это превратится в простой сбор денег с населения.

Добавим, что, скорее всего, информацию о страховщике, а также договор можно будет запросить в управляющей организации. Когда все нюансы будут прописаны в местных нормативных актах, мы обязательно вернемся к этой теме.

Юлия Казанджан@ Фото Сергея Григоренко