Столяр не смог оторваться от корней

17 июня 2016

Андрей Сидорович – столяр в четвертом поколении. Его прадед в начале XIX века эмигрировал из Польши в Царицын, открыл свою мастерскую и считался одним из лучших мастеров в городе. Династию продолжили дед и отец. Андрею досталось самая тяжелая учесть – быть представителем умирающей профессии в эпоху, когда ценится не уникальность, а дешевизна.

 

Гены взяли свое

 

С Андреем я встретилась в кафе, в нескольких шагах от его мастерской. Бородатый, пахнущий древесной стружкой, он, как герой из прошлого, шагал по современному мегаполису. Первое, на что обращаешь внимание, встречая человека столь стариной профессии, – это руки. Тонкие пальцы, заметные мозоли, пятна от лака или морилки. Как оказалось, из мастерской Андрей выходит редко, работает по 12 часов, часто без выходных. Но так было не всегда.

 

– Вообще-то я юрист по образованию. Не знаю, как меня угораздило, но отучился на такую серьезную профессию, – улыбается мастер.


Прежде чем все-таки продолжить дело прадеда, Андрей шатался из сторону в сторону. Много лет он был бас-гитаристом одной из волгоградских групп, помогал в сборке мебели, расписывал стены, пробовал себя в музыкальной журналистике и даже работал подмастерьем у художника. Но гены взяли свое.

 

– Я сам не знаю, отчего так долго телепался, – признается столяр. – С детства я что-то мастерил, паял, мечтал быть изобретателем. В студенчестве все эти позывы утихли. А однажды сидел, курил трубку и подумал, как было бы здорово иметь для нее шкатулку, такую, в которых хранили курительные принадлежности в прежние времена. Взял у отца инструменты и с этого момента не могу остановиться.

 

Первое время работал в гараже отца, сейчас Андрей – владелец собственной мастерской. Когда заказов много, на подхвате парочка помощников.

 

 

Многогранное дерево

 

Любимые материалы мастера – дуб, сосна, ясень и вяз. Одна из особенностей авторского стиля Андрея – термообработанное дерево. Материал, прошедший обработку в печи, приобретает благородный коричневый цвет и напоминает экзотическую древесину. Вещи из такого дерева ценятся дороже и пользуются популярностью у состоятельных волгоградцев.

 

– Если с поставками дуба и сосны проблем не бывает, то вяз и клен мне приходится находить самому, – продолжает мастер. – Выхожу в парк и собираю пеньки. Потом нарезаю спилы, из которых выходят красивые шкатулки, столешницы или табуретки. Вещь из цельного куска дерева смотрится очень эффектно.


Еще одной особенностью работ Андрея являются изделия из необработанной доски. Естественные, неровные края, бывает, он оставляет древесную кору либо природный срез дерева.

 

– Люди любят все натуральное, им нравится видеть дома вещи и знать, что они сделаны под них, – говорит Андрей. – Прежде чем приступить к заказу, я изучаю человека, мы с ним беседуем, и в итоге получается вещь, словно продолжение его внутреннего мира. Так было и в прежние времена, когда вся мебель в доме была из цельного дуба, передавалась по наследству, хранила историю семьи. Я рад, что традиции возвращаются.

 

 

От шкатулки до яхты

 

Позволить себе вещь "под себя" могут лишь состоятельные волгоградцы. Но мастер частенько идет на уступки и делает предметы интерьера из обычной фанеры. Больше всего заказов на шкатулки для драгоценностей. Жены бизнесменов предпочитают хранить свои бриллианты в шкатулках на старый манер, из натурального дерева. Идеи и вдохновение мастер черпает у своего названого учителя, англичанина Питера Ллойда, одного из выдающихся мастеров Великобритании, среди заказчиков которого даже королевское семейство.

 

– Максимум, что можно найти в магазинах, – прямоугольные коробки из шпона, покрытые лаком. Никаких рельефов и украшений, – рассказывает о массовом производстве Андрей. – Я же использую цельную древесину, сочетаю несколько пород дерева, отчего каждая вещь уникальна и неповторима.
 

Выполняя просьба клиентов, мастер создает и такие безделушки из ценных сортов дерева, как винные шкафы, подставки под телефоны и канцелярию, разделочные доски и даже бижутерия. Но бывают и королевские заказы. Сейчас мастер трудится над дубовой обшивкой яхты одного волгоградского миллионера. Благородной древесиной нужно украсить панель управления и банкетный зал.

 

– Несмотря на кризис, заказов очень много. Я сам удивлен. Жить красиво людям не запретишь, – улыбается столяр. – Помимо мебели и элементов интерьера, в последнее время наблюдаю настоящий чайный бум. Чуть ли не каждый день заказывают доски для проведения китайских чайных церемоний.

 

Маргарита Бабанова.