Стенька Разин – герой или маньяк?

26 августа 2016

О Степане Разине сложено немало песен и преданий. Он – олицетворение русского бунта, бессмысленного и беспощадного. В песнях Стенька и колдун, и рубаха-парень, и атаман удалой, и проклятый на вечные скитания странник. В Царицыне, когда подмыло берег Волги, нашли один из кладов Разина – старинную пушку, набитую золотыми монетами. В памяти народной он остался щедрым и смелым вольным казаком. Но каков он был на самом деле?

 

За брата отомстил

 

До 1665 года Разин был образцовым донским казаком и во время военных действий во многих походах проявил себя героем. Осенью 1666 года он был в Польше в армии князя Юрия Долгорукова. Казаки стали проситься домой и, когда князь не пустил их, они, по уговору одного из атаманов, ушли самовольно. Князь и воевода Юрий Долгорукий догнал их и немедленно повесил своевольного атамана, который был старшим братом Степана Разина. Воеводу можно понять: он наказывал дезертиров и тем самым поддерживал в армии дисциплину. Ведь шла русско-польская война! Но после казни брата в Стеньке все переменилось: ему стало ненавистно Московское государство и он стал мстить. Разин решил наказать бояр и знать.

 

На Дон во второй половине XVII века стекались бурлаки и голытьба. Эти шайки жили разбоем и набегами на иноверцев-соседей: турок, калмыков и татар. Собрав ватагу в 600 человек из донской вольницы Стенька Разин отправился «в поход за зипунами» – в Персию. Вышли весной 1667-го от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Ватага быстро выросла до 2000 человек на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 человек, видевших в его войске воровское полчище, и пополнил ватагу сочувствующими из местного населения.



Заложив стан между реками Тишинка и Иловля, Степан Разин реорганизовал войско, придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его "ватаге" и не хотел идти с нею, распоряжался "...жечь огнем и заколачивать до смерти". Несмотря на эту жестокость, Разин все-таки остался в народной памяти щедрым и приветливым человеком, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали "батюшкой".

 

«Начинял женщин порохом и взрывал»

 

О характере этого человека во многом можно судить по его отношению к женщинам. А к женщинам Стенька Разин проявлял почему-то особую, ничем не объяснимую, жестокость. Все знают, что Стенька бросил за борт «персиянскую княжну». Это была дочь Менеды-хана, заложница, пленница. В 1667–1669 годах Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт "казацкой войны" с засадами, налетами и обходными маневрами. Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент, Решет, Фарабат и Астрабат, Разин набрал пленных, среди которых оказалась и эта юная девушка. Ее он изнасиловал, сделал своей наложницей, а затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль.

 

Но, по сравнению с тем, что удалой атаман затем делал с женщинами в Царицыне и Астрахани, это были еще «цветочки».

 

«Для него не существовало сострадания», – пишет о Степане Разине известный российский историк Н. И. Костомаров.

 

1–5 октября 1669 года, возвращаясь со своим отрядом из персидского похода, Степан Разин сделал остановку в Царицыне. О пребывании Разина местный чиновник Андрей Унковский сообщал в Москву:

 

«Приехав на Царицын. Стенька из тюрьмы замок сбил и сидельцев выпустил, бранил непотребную бранью и за бороду его, Андрея, брал».

 

Большой отряд восставших казаков под предводительством Степана Разина после осады овладел Царицыном. Царицынский воевода Тургенев был казнен, и в городе введено казацкое устройство. В это время в городе творятся казни, изнасилования, особенно изощренно казнят ни в чем невинных женщин. Все это делается с ведома Степана. На помощь Царицыну послан отряд стрельцов, который был разгромлен пятитысячным отрядом Разина у Денежного острова. Пробыв в Царицыне около месяца, разинцы двинулись к Астрахани.

 

20 июля 1670 года вечером он взял приступом и этот город, причем жестокость его не имела границ. Защитников Астрахани он мучил, придумывая неимоверные пытки. Так, например, женщин он приказывал начинять порохом и взрывать. После этого им без боя были взяты Саратов и Самара, но под Симбирском войско разбойника было разбито и сам он бежал на Дон. Там, в Кагальнике, его поймали домовитые казаки, и 6 июня 1671 года в Москве топор палача обуздал этого изверга.

 

Уважал только Божью Матерь?

 

В XIX веке историк Н. И. Костомаров, тщательно собиравший любые исторические хроники и свидетельства о легендарном атамане, так описал его:

 

«Стенька был человек чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры, гигантской силы, порывчатой деятельности, своенравный, столько же непостоянный в своей деятельности, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства. То преданный пьянству, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения. В его речах было что-то обаятельное; дикое мужество отражалось в грубых чертах лица его, слегка рябоватого; во взгляде его было что-то повелительное: толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой не возможно было устоять и называла его колдуном. Жесткий и кровожадный, он, казалось, не имел сердца, ни для других, ни для самого себя, чужие страдания забавляли его, свои собственные он презирал. Он был ненавистник всего, что стояло выше его; закон, общество, церковь – все, что связывает личные побуждения человека, все попирала его несокрушимая воля».

 

Лишь однажды женщина пробудила в Стеньке Разине милосердие. Согласно преданию, непростая была эта женщина. В 1673 году Разин со своим войском подступил к Усть-Медведицкому монастырю. Стал требовать откуп.

 

– Не дадите откупа – разорю и вас всех перебью, – угрожал он.

 

По легенде, остановила его Казанская Божья Матерь. Попросили монахи Стеньку подождать до утра. Осадила шайка монастырь и осталась на ночлег. Костры развели да спать улеглись. А во сне явилась к Степану женщина чудной красоты и сказала: "Отойди от этого места".

 

Наутро отправился Разин в монастырь.

– Покажите мне все иконы, – требует.

Показали, да все не то. Наконец, нашли одну греческого письма.

– Она, – узнал Стенька свое видение, – она приходила ко мне во сне. Так и быть, пощажу ваш монастырь.

Помолился Разин владычице, наградил монастырь и ушел с миром.

А после этого снова бога забыл и грабил пуще прежнего. Скольких людей погубил, мучил их всячески. А в Астрахани даже архиерея с колокольни сбросил. Прокляли Степана Разина во всех соборах. И с тех пор нет ему смерти.