Специалисты считают, что самое полезное занятие для ребенка – игра

18 июля 2018

Когда у ребенка появляется свободное время, родителям сразу хочется заполнить его чем‑то полезным. Они начинают таскать чадо по развивающим центрам, кружкам, детским комнатам, заниматься с ним по учебникам, новомодным карточкам… Что на самом деле важно для гармоничного развития подрастающего поколения, рассказывают специалисты.

– У каждого ребенка в силу возраста, индивидуальных особенностей личности, интересов, существуют те или иные потребности, и предлагать занятия стоит с учетом этих потребностей, – говорит логопед Марина Карнакова, – но все нужно дозировать и чрезмерно нагружать детей нельзя. Важное правило – развитие должно идти в разных направлениях. Зацикливаться только на физическом или интеллектуальном нельзя. Ребенку необходимо дать здоровую базу, сформировать все психические функции, которые в дальнейшем позволят ему выбрать ту или иную деятельность.

 Подвижные игры

В первую очередь, дети должны играть. Особенно в период летних каникул. Ведь ребенок испытывал большую нагрузку – в школе и детском саду. Поэтому летом занятия ему не нужны.

– Многие родители отправляют детей в школу раннего развития, считая, что там они получат все необходимые знания и навыки. Так делают те, кто не может справиться с задачей самостоятельно развлечь ребенка, так как нет знаний, опыта, времени и желания. Не нужно скакать вперед паровоза и торопиться делать из ребенка вундеркинда, учить его таблице умножения в пять лет, важно предоставить ему возможность физически и психологически сформироваться для этого. Сделать это совсем нетрудно, стоит только, выходя с ребенком на улицу, взять мяч, кегли, скакалку, бадминтон, устроить мини-соревнования. Получится одновременно и развитие, и общение с родителями, и обучение.

 Сюжетно-ролевые игры

Например, в дочки-матери, завод, кухню, на какие‑то повседневные темы. Каждый родитель должен понимать, что ребенок – это развивающийся механизм, которому интересно абсолютно все. Но не нужно наваливать на него сразу кучу дел, предлагая то книжку, то игрушку, то мяч. Необходима очередность. Сегодня, например, хочется поиграть в сюжетно-ролевую игру. Допустим, в путешествие, если вы куда‑то планируете ехать. Нужно проигрывать ситуацию, как будете покупать билеты, садиться в поезд и так далее. Это одновременно и полезно, и интересно, и познавательно. А во второй половине дня уже можно предложить какую‑нибудь подвижную игру.

 Чтение книг

На начальном этапе этот навык нужно формировать правильно, чтобы привить ребенку интерес к книгам. Нельзя в приказном порядке говорить: «Сейчас ты будешь заниматься!» или «Я тебе дам книгу, и мы будем учить буквы!». Нужно показать, что это интересно. Собственным примером. Либо мама сидит со своей книжкой, а ребенок со своей, либо читать вместе, но все должно проходить в ненавязчивой форме.

 Творчество

Здесь лучше исходить из интересов ребенка. Кто‑то любит рисовать, кто‑то лепить, кто‑то мастерить. Но не нужно воспринимать однозначно, что ребенку нравится лепка, если он всю квартиру заклеил пластилином. Возможно, он просто другого ничего не пробовал: ему не показывали мозаику, вырезание, швейные принадлежности. Дети с удовольствием откликаются на новые виды деятельности, осваивают разные занятия. Даже дошкольнику можно дать большую иголку и нитку и научить шить.

 Домашние дела

Детям постарше в дополнение нужно давать какие‑то несложные домашние дела, но нельзя переусердствовать и взвалить на них всю бытовую работу. Пусть это будут простые каждодневные обязанности по самообслуживанию, небольшая помощь в хозяйстве.

Педагог-психолог Галина Хохлачева согласна, что ведущая деятельность детей – игровая. Остальные навыки вырабатываются на основе игровых. Специалист считает, что летом особенно много возможностей разнообразить досуг ребенка, казалось бы, простыми, но очень полезными и интересными занятиями.

– Дети любят игры с водой. Можно дуть на кораблики или проводить эксперименты – какой материал тонет, какой нет. Полезны занятия с мокрым песком. Из него строят города, домики. Это развивает мелкую моторику, логику, воображение. Рисунки простым мелом на асфальте тоже весьма увлекательны. Если нет детского коллектива, то даже с родителями можно устраивать различные эстафеты – кто быстрее передаст палочку, ленточку, повяжет ее на кустик. Если видите, что ребенок перевозбудился, предложите ему старые добрые спокойные игры с мячом. Например, «съедобное-несъедобное» или «телефончик». Обязательно нужно чередовать игры подвижные, малой подвижности, статичные, дидактические. По возможности лучше организовать несколько человек, чтобы получился коллектив. Групповые игры приучают детей распределять обязанности, роли, договариваться, – советует Галина Михайловна.

Ирина Марченко. © Фото ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко, Сергей Каширский