Тормозную жидкость заливали в фары

23 апреля 2013

«Жену новую найду, а машина мне на всю жизнь!» – шутили водители в СССР. Авто в советское время было не просто средством передвижения, и даже не роскошью. Машина была идолом на колесах. А поскольку отечественный автопром не баловал россиян тюнинговыми наворотами, своих «малышек», «ласточек» и «красавиц» счастливые автовладельцы украшали сами. Чем могли.

Руль в оплетке

– Какие только материалы не использовали в качестве оплетки для руля! – вспоминает Сергей Леонтьев, водитель с двадцатипятилетним стажем. – Проволоку в цветной изоляции, диэлектрические кембрики, даже трубки от медицинских капельниц!

Некоторые умудрялись украшать руль разрезанным шлангом для полива: его или склеивали на ободе, или сшивали специальными нитями.

Меховую «шубку» для руля тоже придумали наши советские мужики, а вовсе не блондинки. Чехлы шили из старых детских шуб и воротников пальто. В некоторых случаях использовали «шкуру» плюшевых медведей. Как говорят сами автомобилисты, делали это не столько ради красоты, сколько ради удобства.

Набалдашники с цветами, жуками и… зубами

– Помню красивые набалдашники на рычаг переключения скоростей, – вспоминает Александр Шумаев, авиационный инженер, автолюбитель. – Найти два одинаковых было невозможно! Цветы в хрустале, жуки в янтаре… Я лично поймал майского жука и залил эпоксидной смолой. Красота! Внутри стеклянной ручки можно было увидеть лепестки роз, олимпийского мишку, иностранную монетку и… даже первый молочный зуб сынишки. В 70-80-е годы все автомобилисты Волгограда делали эксклюзивные набалдашники, особенно таксисты. Дети в машине кричать переставали – любовались творениями искусства.

Климат-контроль по-советски

Кондиционеры в отечественных автомобилях появились относительно недавно. Но климат-контроль в советских «Жигулях» был… Наши мастера крепили на панель машины вентилятор, который питался от бортовой электросети. И вот что интересно: загляните летом в некоторые маршрутки Волгограда. Чудо! Вентилятор из СССР еще работает на благо человечеству.

Чехлы из джинсовых штанов

– Про советский тюнинг можно писать книги, – говорит Василий Четвергов, автолюбитель с сорокалетним стажем. – Вспомните самодельные чехлы. Сейчас в любом автомагазине можно приобрести чехлы и накидки для сидений. А во времена Советского Союза их незабвенно придумывали и доблестно шили! Помните, были такие «летучие» деревянные занавески для межкомнатных проемов? На плотных лесках красовались деревянные трубочки или кружочки, создавая рисунок или орнамент. Дом подождет! Главное, машина. Занавеску беспощадно распускали, а из деревянных частей плели накидки, которые служили украшением для передних сидений, помогали затекшей спине. Меховые чехлы тоже шили сами. Писком моды были шкуры или медведей, привезенные с Севера, или из овчины. Искусственный мех красили! Правда, грозило это окраской всей одежды. В ход шли и старые потертые джинсы. На чехол переднего сиденья их надо было штук пять.

На фаркопе – пес на попе!

– О, это была отдельная часть тюнинга! – вспоминает Андрей Беловолов, 25 лет за рулем. – Легенды советских «водил» гласят, что резиновый пес, голова куклы Маши или желтый утенок спасает фаркоп от коррозии. Спасали игрушки или нет, наукой не доказано, но зато как прикольно было ехать за таким детским садом и зоопарком. Но, знаете, было и другое мнение: игрушки якобы спасали от хулиганов, которые частенько запихивали в выхлопную трубу камни, стекла и прочий мусор. Для чего же служила консервная банка на фаркопе, долгое время оставалось тайной. Однако, секретов больше нет… Для защиты от угона! Тогда же не было автосигнализации в ее нормальном понимании! Также многие волгоградцы часто вспоминают таксиста на красной "пятерке", работавшего во второй половине 80-х. На его фаркопе была голова пупса, получившая в дорожных приключениях пятно на лысину, и отдаленно напоминающего Горбачева. Таксиста так и прозвали – Горбачев.

Резинка-антистатик?

Некоторые советские автолюбители прикручивали к кузову авто резиновые полоски. Считалось, что они снижают риск возгорания паров бензина. «Знатоки» физических законов прикручивают резинки до сих пор! Надо сказать, что это скорее для красоты… Легенда эта не имеет никакого научного обоснования, ибо резина не проводит электрический ток. Для получения эффекта антистатика внутри резиновой ленты должна быть проволока.

Жидкость от ржавчины

– У советских машин, естественно, были недостатки, но на любую проблему есть советский мозг! – вспоминает заядлый автолюбитель Александр Морылев. – В корпусах фар скапливалась влага из-за плохой герметизации. Что происходило: ухудшение освещения, коррозия отражающего покрытия и скорая поломка фар. Что делать русскому человеку? Принять странное, но эффективное решение – налить в фары тормозную жидкость. Жидкость абсорбирует воду и тем самым предохраняет отражатель от ржавчины. Особой популярностью пользовалась ярко-красная жидкость БСК (для барабанных тормозов). Водители до сих пор помнят «красную водичку» в фарах, прозвав ее коммунистической кровью автопрома.