Тайский узел

15 апреля 2011

Почему волгоградцы пикетируют офис туристической фирмы?

Весна – самое время планировать летний отдых. Но у некоторых еще не сгладились впечатления от прошлогоднего лета. И не всегда они приятные...

Мы решили рассказать об одном случае, где все стороны вроде бы правы, но согласия найти не могут. С одной стороны – несостоявшийся турист, который так и не смог отдохнуть, хотя деньги заплатил заранее. С другой стороны – туристическое агентство, которое не хочет возвращать деньги клиенту...

Неудавшийся отдых

Таиланд традиционно считается одним из любимых мест отдыха россиян. Но вот уже второй год эту экзотическую страну сотрясают катаклизмы: природные, политические... Сегодня она страдает от последствий наводнения, а прошлом году досталось тысячам российских туристов, которые не смогли посетить древнюю страну из-за конфликта между правительством и оппозицией.

Тогда министерство иностранных дел настоятельно рекомендовало российским гражданам воздержаться от поездок в неспокойный регион Юго-Восточной Азии. Те, кто еще не успел заказать туры, так и сделали, но что оставалось делать другим, уже оплатившим отдых и уже почти физически ощущающим ласковое солнце под шорох теплого моря?..

Нашему читателю Игорю Гринько не повезло: он еще в марте прошлого года оформил путевку на апрельский отдых в Таиланде. Но уже сидя на чемоданах, узнал, что в далекой стране вспыхнул государственный конфликт. Пресса живописала баталии между правительством и повстанцами, рассказывала о жертвах, число которых нарастало с каждым днем.

Гринько благоразумно решил не рисковать и отказаться от поездки. Он был уверен, что деньги должны вернуть: не его же вина в гражданской войне в Таиланде.

Он обратился в туристическое агентство «Интерлайн», которому доверил оформление поездки, и попросил перенести вояж на более поздний срок, к примеру, на ноябрь. Не тут-то было! Ему в вежливой форме было сказано, что перенести сроки они не могут. Тогда Гринько не менее вежливо попросил вернуть ему кровные денежки. Но и деньги за потерянный отпуск в «Интерлайне» вернуть отказались.

Гринько справедливо возмутился:

– Почему? Я ведь не виноват в случившемся!

– А мы тоже не виноваты, – парировала руководитель турагентства Ольга Аджегитова.

Далее выяснилось, что фирма не обязана возвращать деньги в случаях подобных форс-мажоров.

Пострадавших оказалось около десятка человек, и все они дружно подали в суд на «Интерлайн».

Куда делся «Интерлайн»?

Суд, опираясь на федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», вынес решение в пользу истцов. На этом основании судебные приставы возбудили исполнительное производство.

Но по юридическому адресу фирмы «Интерлайн» приставов ждал сюрприз: никого турагентства под таким названием здесь не числилось. Зато обнаружилось ООО «Интер-Лайн»... На слух вроде бы одно и то же слово, но пишется через дефис, который, естественно, не прослушивается. То есть, выходит, совсем другая организация...

В кресле руководителя сидела госпожа... Аджегитова. «Фирмы под названием «Интерлайн» больше не существует, есть ООО «Интер-Лайн», – объяснила приставам Ольга Константиновна. – К нему претензии есть»?

Претензий не было...

Но нашелся среди пострадавших бывший сотрудник «Интерлайна», который знал всю его кухню изнутри. Он и подсказал приставам, что есть еще и филиалы сгинувшей в небытие организации.

Действительно, в Волжском была обнаружена «дочка» «Интерлайна», которую не успели ликвидировать. По закону описали имущество филиала, но на погашение исков его не хватило.

«Мы никому не должны»

Мы разыскали Ольгу Аджегитову и попросили прояснить обстановку с возвратом денег за неиспользованные услуги ее фирмы.

По ее словам, «Интерлайн» ничего никому не должен. После отказа клиента от путевки турфирма вернула деньги, которые с него взяла. Но только в части, ее касающейся...

Выяснилось, что все основные операции по обеспечению путевки производит головная фирма (под другим названием) в Москве, а волгоградское представительство лишь взимает с клиентов свой процент за оформление документов. Эти проценты «Интерлайн» и вернул Гринько и его собратьям по несчастью.

И еще: господин Гринько отказался от страховки путевки, которая гарантирует полную компенсацию его расходов.

Значение маленькой черточки

Теперь слово начальнику отдела – старшему судебному приставу Центрального районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Андрею Почеховскому. Именно сотрудники его отдела взыскивали с турфирмы «Интерлайн» около 70 тысяч рублей в пользу Игоря Гринько.

По закону описанию подлежит только имущество организации-ответчика и только на момент процедуры изъятия. Так вот, в той самой волжской дочерней фирме «Интерлайна» было обнаружено девять единиц оргтехники общей стоимостью на сумму... чуть более шести тысяч рублей. И это при том, что согласно сводному исполнительному производству взысканию подлежит около четверти миллиона.

Эти крошечные деньги были изъяты и распределены между взыскателями.

По словам Андрея Александровича, больше ничего его отдел сделать не может. Личные же средства госпожи Аджегитовой согласно закону неприкосновенны, изъятию подлежит, повторим, только имущество фирмы.

Поэтому в ближайшее время исполнительное производство в отношении «Интерлайна» будет прекращено до выяснения новых обстоятельств.

Совет от Андрея Почеховского взыскателям, подающим в суд на ответчика: вместе с иском надо подавать в суд ходатайство на обеспечение иска. Это значит, что суд объявляет арест на имущество ответчика с момента подачи заявления. Многие граждане этой тонкости не знают, а вот владельцы фирм прекрасно ориентируются в существующем законодательстве. Поэтому, пока суд да дело, они избавляются от имущества.

Вот в такой капкан и попали Гринько со товарищи...

Помыкавших по судебным кабинетам и так и не найдя правды, взыскатели теперь с плакатами пикетируют офис фирмы «Интер-Лайн», взывая граждан не пользоваться услугами этой фирмы.

А ее сотрудники, в свою очередь, делают круглые глаза: ведь их отличает от ответчика целый дефис...

Роман МАМАЕВ

От редакции. Из года в год растет число волгоградцев, выезжающих в зарубежные турпоездки. Чтобы свести к минимуму риск оказаться в схожей ситуации, советуем:

  1. Тщательно выбирать фирму, отправляющую вас за рубеж. Лучше ориентироваться на рекомендации родственников, друзей и знакомых. Помните: хвалебные статьи в прессе чаще всего являются проплаченной рекламой.

  2. Внимательно читать условия договора.

  3. Во избежание форс-мажора, выбирая страну для отдыха, по мере возможности уточнить климатическую и внутриполитическую ситуацию в регионе.

  4. Решиться на дополнительные расходы и застраховать путевку.

  5. Если все же вы окажетесь в ситуации, описанной в материале, и решите обратиться в суд, следуйте совету судебного пристава об обеспечении иска.