Скутерист без прав - пешеход

11 июня 2013

Государственная Дума утвердила закон, по которому все, кто управляет скутерами, квадроциклами или мопедами, обязательно должны получить водительские права. Изменения вступят в силу в ноябре этого года.

Пешеход или водитель?

Казалось бы, неуместный вопрос, но им задавался каждый, кто наблюдал, как водители скутеров и мопедов лихо гоняют по проезжей части, невозмутимо объезжают пробки по тротуарам и преодолевают светофор по пешеходному переходу. И в этом нет ничего удивительного, ведь на сегодняшний день сесть за руль скутера и выехать на проезжую часть может любой вне зависимости от того, знает он правила дорожного движения или нет. Часто водителями мопедов становятся дети, которым нет и 15 лет.

Автомобилисты непредсказуемых скутеров побаиваются, ласково называя их «бешеными табуретками».

– Основная опасность скутера заключается в том, что не всегда можно предугадать его намерения, – говорит Роман Шепель, водитель со стажем. – То поворотника не видно из-за свисающей сумки, то водитель сам не знает, что у него есть поворотники. Скутеристы не считают нужным проявлять осторожность на перекрестках или светофорах и, пользуясь тем, что могут пролезть между бордюром и автомобилями в крайнем правом ряду, набирают скорость. Собственно, именно в таких случаях скутеристы чаще всего попадают в аварии. Крыло у машины отремонтировать дело не трудное, а вот свернутую шею, как было, уже не выпрямишь. И что бы ни случилось на дороге, какие бы глупости ни творили скутеристы, ответственность за их жизнь и безопасность всегда будет лежать на нас, водителях автомобилей.

Закон подтолкнула статистика

Закон, по которому те, кто управляет скутерами, мопедами и квадроциклами, должны получить права, рассматривался целых три года. Может, пролежал бы он в Государственной Думе России и дольше, да вот только рост числа аварий и смертей по вине водителей скутеров и мопедов подтолкнул депутатов в кратчайшие сроки провести поправки в законопроект. Согласно нововведениям все, кто управляет скутерами, квадроциклами или мопедами, должны получить водительские права категории «М». В законе указано, что получать права на эти виды транспорта могут все желающие, но при этом исключительно с 16 лет.

Процедура оформления прав категории «М» так же не должна вызвать больших сложностей. Единственное, что нужно будет сделать владельцам «легкой» техники, так это сдать экзамен (он будет, скорее всего, устным) и зарегистрировать в ГАИ свое транспортное средство.

Дважды получать права не придется

Примечательно, что владельцы прав любой другой категории получат категорию "М" по умолчанию. Фактически же оформление владельцев скутеров и мопедов в отдельную категорию означает, что впервые эти водители станут полноправными участниками движения. Впрочем, гораздо важнее то, что их можно будет наказывать, как и других водителей: ввиду доступности скутеров и мопедов, а также того факта, что управляют ими преимущественно подростки, которые часто пренебрегают правилами, это особенно важно. Если водитель скутера совершает нарушение, из-за которого у него отберут права, то он лишится права управления всеми остальными категориями транспорта, которые открыты в его водительском удостоверении.

Есть еще полгода

Новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения» вступят в силу уже через пять месяцев. Пока же, чтобы закон заработал, требуется четыре постановления правительства. Во-первых, о форме водительского удостоверения, которое утвердит новый образец прав со всеми категориями и подкатегориями; во-вторых, о порядке подготовки водителей, которое должно утвердить примерные программы обучения кандидатов в водители; в-третьих, о порядке приема экзаменов и наконец о порядке обмена иностранных прав.


справка "вв"

> К традиционным категориям А, В, С, D, ВЕ, СЕ, DЕ добавятся подкатегории. Теперь в правах появятся еще необычные для российских водителей сочетания букв и цифр A1, В1, C1, D1, C1E и D1E. Что скрывается за этими символами?

А1 – мотоциклы малой мощности с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров. И максимальной мощностью не более 11 кВт. (с 16 лет)

В1 – потребуется в правах для вождения трициклов и квадро циклов. (с 18 лет)

С1 – относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых свыше 3500 килограммов, но не превышает 7,5 тонны. (с 18 лет)

D1 – вошли машины для перевозки пассажиров, имеющие от девяти до шестнадцати сидячих мест, помимо водительского. (с 21 года)

С1Е -0- это возможность управлять машинами категорий С1 с прицепами более 750 кг. (с 18 лет)

D1Е – это возможность управлять машинами категорий D1 с прицепами более 750 кг. (с 21 года)

Tm и Tb дают право на управление трамваем и троллейбусом. До сих пор право на управление этим транспортом не заносилось в обычное водительское удостоверение.

М – эта категория дает право на управление мопедами и скутерами. "Открыть" эту категорию можно будет, сдав соответствующий экзамен в ГИБДД. Но это смогут сделать только те, кому уже исполнилось 16 лет. Впрочем, управлять мопедом сможет любой водитель, если у него открыта любая категория в правах.

Только цифры

Число аварий с участием скутеров и мопедов растет

Статистика предоставлена отделом пропаганды ОГИБДД УМВД по Волгограду. Есть цифры и за этот год: с января по май произошло 10 подобных ДТП, в которых погиб один человек и 9 пострадали.

2011 год – 13 ДТП, 1 погибший, 12 пострадавших.

2012 год – 22 ДТП, 3 погибших, 25 пострадавших.