Рынок против магазина

8 августа 2012

Что лучше: крупный гипермаркет или рынок? Почему на полках сетевых магазинов мало местных товаров? Чем обернется для рынков запрет торговать свининой из-за африканской чумы? Эти и другие вопросы обсуждали участники «круглого стола» по проблемам торговли, состоявшегося в редакции «Вечернего Волгограда».

Утомленные солнцем

Сегодня в Волгограде сложно пройти сотню метров, чтобы не натолкнуться на какой-нибудь магазинчик. Гипермаркеты, супермаркеты, павильоны, киоски и рынки – кажется, им нет числа. Тем не менее, количество торговых точек все увеличивается, и даже в этом году в городе-герое ожидается открытие пары гипермаркетов.

– Количество магазинов в городе напрямую зависит от уровня жизни населения, – говорит Наталья Лепнухова, начальник управления по маркетингу филиала «Южный» X5 Retail Group N. V. – Предложение рождает спрос, и если открываются новые магазины, значит, нам есть куда расти. Потребитель от этого только выигрывает. Чем больше магазинов, тем жестче конкуренция, а следовательно, ниже цены, лучше качество товаров и обслуживание.

Есть и еще одно объяснение обилию магазинов в Волгограде:

– Волгоградцы несколько отличаются от жителей других регионов, особенно северных. Их можно назвать утомленными солнцем. Куда-то слишком далеко житель города за покупками не поедет. Вне зависимости от выбора товаров и цены, он отправится в тот магазин, который ближе.

Виталий Сахаров, председатель Совета волгоградского регионального отделения «Опора России», согласен, что предложение рождает спрос, однако, по его мнению, процесс необходимо систематизировать:

– В городе должна быть сформирована определенная структура расположения гипермаркетов, супермаркетов и киосков. Обязательно должны быть рынки. Магазинами в шаговой доступности не должны быть крупные гипермаркеты. Заходя в такой магазин за шоколадкой, можно простоять в очереди порядка 20 минут. Это неправильно. В шаговой доступности должны быть небольшие магазинчики, те же киоски, которые сейчас, по сути, активно изживают.

Потребителя загоняют в магазин?

Рынки в конкурентной борьбе за покупателя определенно проигрывают.

– Раньше все мы часто отправлялись за продуктами на рынки, но ведь тогда и выбора в магазинах как такового не было, – говорит Светлана Титова, депутат Волгоградской городской думы, председатель комитета по предпринимательству и потребительскому рынку. – Сейчас же я сама, отправляясь за покупками, быстро прохожу через рынок и иду в магазин. Это уже мой выбор. Мне так удобнее и комфортнее, учитывая, что цены там не отличаются от рыночных. Делать покупки в гипермаркете с кондиционером мне нравится больше, чем блуждание в жару по рынку.

Однако наряду с «естественным отбором» действуют и другие правила, считает Юрий Шевелев, депутат Волжской городской думы, председатель комиссии по бюджету, экономической политике и развитию предпринимательства Совета молодых депутатов Волгоградской облдумы:

– В Волжском из-за африканской чумы объявлен карантин, город вошел в первую угрожаемую зону. Тогда ветеринарными службами были введены ограничения на продажу продуктов животноводства. При этом они ссылаются на инструкцию Совета министров СССР от ноября 1980 года. Цитирую: «Запрещена продажа животных всех видов, включая птицу, а также торговля на рынках мясом и другими продуктами животноводства. Снабжение населения продуктами животноводства в это время осуществляется через государственные торговые сети, под контролем органов ветеринарного надзора». К 2012 году этот закон уже сильно устарел. Во-первых, сейчас на территории рынков есть цивилизованные павильоны, где установлено то же самое оборудование, что и в сетевых магазинах. При каждом муниципальном рынке есть ветлаборатория. Во-вторых, трактуя это закон, контролеры цепляются за слово «рынки» в части запрета, но опускают слово «государственные» в той части – кому можно торговать.

Таким образом, по мнению депутата, рынки и магазины поставлены в неравные условия.

– А ведь мы сельскохозяйственный регион и всегда им были, – продолжает депутат. – Подворье для многих людей является основным источником дохода. Закрытие рынков и невозможность продать продукцию могут привести к плачевным последствиям для всего региона.

– Городу необходимы рынки, – соглашается Виталий Сахаров. – Только там можно купить товар у продавца, которого ты давно знаешь и в котором уверен.

– Каждый продавец ежедневно относит свой товар в ветеринарную лабораторию, – говорит Наталья Шалина, индивидуальный предприниматель. – И пока ветлаборатория не даст нам доступ, мы не можем приступить к работе.

Полки не резиновые

Если владельцы личных подворий могут продать молоко, яйца, мясо только на рынке, то предприниматели крупнее, где производство поставлено на поток, вполне могут рассчитывать на присутствие в сетевых магазинах.

– Мы уже много лет успешно сотрудничаем с местными производителями, – рассказывает Вячеслав Кузьменко, помощник генерального директора по связям с общественностью сети магазинов «Радеж». – Доля местной продукции на наших прилавках составляет порядка 40%.

Более того, в «Радеже» успешно развивается и собственное производство: выращивают овощи и выпекают хлеб.

По словам Натальи Лепнуховой, покупатели хотят видеть в магазине продукцию местных производителей. А если есть запрос – никуда не деться! Вместе с тем, полки не резиновые и в крупные сети попадают только сильнейшие:

– Если компания вкладывает деньги в производство, в маркетинг, а не гонится за сиюминутной прибылью – она конечно же представлена в сетях. Со многими из них мы уже многие годы успешно работаем. Причем попадая в нашу сеть они оказываются представлены не только в Волгограде. Единственная задача местных производителей – выдавать продукцию хорошего качества, в достаточных объемах и с конкурентоспособными ценами, а мы в свою очередь только рады сотрудничеству.

На выбор

По общему мнению участников «круглого стола» в последние годы Волгоград шагнул далеко вперед в плане развития цивилизованной торговли. И если бы не довольно низкая покупательская способность, в городе было бы еще больше огромных магазинов. Значительная часть покупателей перетекла в «магазины возле дома», в гипермаркетах запасаются продуктами по выходным. Остаются и те, кому приятнее делать покупки на рынках, потому что человек верит – здесь самое свежее и самое доступное. А еще – это возможность поторговаться, да и просто поговорить. Как ситуация будет развиваться дальше, должен решать потребитель, голосуя рублем.

– Должны существовать все виды магазинов, – говорит Виталий Сахаров. – Но нужно понимать, что сетевые магазины никогда не будут брать товары мелких предпринимателей. Мелкий производитель не может позволить себе услуги маркетолога, не может обеспечить достаточный объем. Поэтому и рынки должны оставаться.

– Главное, чтобы у человека был выбор, – уверен Юрий Шевелев.