Петербуржец вернул Сталинград на волгоградские улицы
Лоцман из «северной столицы» создал серию коллажей, связав на фотографиях современный Волгоград и Сталинград времен переломной битвы.
Сергей Ларенков – 43-летний сотрудник Морского порта Санкт-Петербурга, прославившийся необычным хобби. Он создает коллажи из современных снимков и фотографий времен Второй мировой войны. Словно конструктор он объединяет в единое целое прошлое и настоящее, доказывая зрителю: ничто на земле не проходит бесследно.
В марте Сергей приехал в наш город, которым, по собственному признанию автора, «бредил последние несколько месяцев». Итогом путешествия стала серия работ, связавшая современный мегаполис с героическим городом, ставшим символом перелома в ходе войны.
«Улицы идут сквозь дома-фантомы»
Бытует мнение, что Волгоград настолько пропитан историческими событиями, что дух борьбы здесь обитает до сих пор. Вот и фотохудожнику наш город покорился только со второй попытки.
– Выкроил несколько дней в январе и решил осуществить давний план, – рассказывает Сергей. – В итоге просидел полторы суток в «Шереметьево» и, не солоно хлебавши, поехал обратно в Питер – ваш аэропорт не принимал рейсы из-за тумана. В следующий раз решил отправиться на поезде. Сделать проект по Сталинграду я хотел очень давно, но все боялся, что не найду в городе уцелевших зданий. Это меня и останавливало. Но когда я нашел единомышленников в вашем городе, выяснилось, что не все потеряно.
– Работать было сложно: мне еще никогда не приходилось снимать столько зданий-фантомов, оставшихся лишь на старых фотографиях, – признается Сергей. – Я только находил их примерное местоположение, где они раньше были, ведь многие улицы в центре проложены сквозь них. Поэтому иногда точность их расположения на коллаже колеблется от нескольких метров до десяти.
Впрочем, эти нюансы публику не смутили. Впечатленные интернет-пользователи забросали Ларенкова благодарностями, что неудивительно. По современным улицам рядом с горожанами шли прежние его жители. От нас их отличает только черно-белый цвет и отпечаток горя на лицах. А разделяют нас семь десятков лет.
Первый проект сделал для дочек
Сколько себя помнит Сергей, он всегда занимался фотографией. В десять лет получил на день рождения первый собственный фотоаппарат. Снимал пейзажи, друзей, но никогда не позволял увлечению развиться во что-то серьезное, и до сих пор скромно называет себя «фотолюбителем». Стихия Ларенкова – море. Он получил образование штурмана- судоводителя и вот уже двенадцатый год работает в Санкт-Петербургском порту. Положение изменилось, когда лет пять назад Сергей наткнулся на архивные фотографии времен блокады.
– У меня все родные прошли через блокаду Ленинграда: кто-то работал на заводе, кто-то воевал, – рассказывает Сергей. – А когда мои две дочери начали рассказывать о тех временах то, что узнали от школьных учителей, мне стало обидно. Это не та версия истории, которую они должны знать.
Тогда лоцман решил показать историю в лицах. Отыскал архивные фотографии, нашел в Петербурге места, где они были сняты, и объединил две эпохи.
– Помню, как впервые наложил один снимок на другой и как будто провалился в то время, – отписывает свои впечатления наш герой. – Это было очень сильное впечатление. Одно дело – видеть бумажку, что на ней нарисовано, а другое – прийти на место, притронуться к этим камням, прочувствовать все. У меня по коже мурашки бегали.
Создав серию о блокаде в образовательных целях, Сергей решил выложить результат в свой блог в Интернете. На следующее утро он проснулся знаменитым. За какие-то пару дней его фотографии облетели все социальные сети. О Ларенкове стали писать газеты, об интервью просили именитые издания. Дошло до того, что про необычное творчество петербуржца написал Борис Акунин.
"За эту тему грешно брать деньги"
Создание коллажа – процесс длительный. Техническая часть наложения снимков занимает всего несколько часов. Зато сколько подготовки! Для начала надо найти архивные снимки. Их не так много: в те времена за съемку можно было и под следствие загреметь. Работали только те фотографы, кто имел на это официальное разрешение. Нет его – шпион. Уже отталкиваясь от имеющихся кадров, Ларенков выбирает места съемки.
– После серии с блокадой мне нужна была Победа, и я решил переместиться в 1945-й год, отправившись в Берлин, – вспоминает Сергей.
Постепенно хобби увлекло Ларенкова в путешествие по городам с военной историей: Вена, Париж, Москва, Киев, Одесса, Севастополь, Керчь. Благо, на работе к увлечению лоцмана относятся с пониманием: то подменят, то внеурочный отпуск дадут. За это Сергей им дарит свои работы. А уж дома и вовсе хобби стало семейным. Две дочери Ларенкова и его супруга путешествуют вместе с ним, периодически выступая в роли ассистентов. Сейчас в его планах – съемки в Минске и Калининграде. Сергей признается, что ждет особого настроения.
– Это когда где-то внутри тебя, в голове как будто включается пластинка и начинает играть песня «За того парня».
Однако превращать хобби в работу и, к примеру, печатать открытки военных времен, мужчина не намерен.
– Зачем? – искренне удивляется Сергей. – Я зарабатываю тем, что вожу корабли и пароходы. А фотоколлажи я создаю, потому что мне это интересно, так что это все на бескорыстной основе. Кроме того, это такая тема… деньги за нее брать грешно.