От фантастов слышим!

29 июля 2011

Волгоградская фантастика – это явление. И связано оно не только с известными именами (в первую очередь Евгений Лукин), но и с общим высоким уровнем жанра фэнтези именно в нашем городе. Достаточно сказать, что здесь издается один из лучших в Европе (!) журналов этого направления «Шалтай-Болтай», Волгоград известен как родина гремевших когда-то фестивалей «Волгокон». А как обстоят дела сейчас? С этой целью мы и собрали в конференц-зале ОАО «Волга-Медиа» самых известных литераторов и издателей, имеющих отношение к данному жанру.

В фантастически тяжелый день – понедельник – нас почтили своим присутствием Ольга Кавеева, главный редактор журнала «Шалтай-Болтай», давний друг нашей газеты – писатель Евгений Лукин (первая повесть Евгения и Любови Лукиных увидела свет именно в «Вечерке»), писатель Сергей Синякин, издатель Андрей Тужилкин и легенда волгоградских «фэнов», президент клуба любителей фантастики «Ветер времени» Борис Завгородний.

Поэтому первый вопрос, как говорится, носился в воздухе: можно ли говорить о существовании волгоградской школы фантастики?

 

Сергей Синякин:

– Скажем так, что в нашем городе много людей, которые работают в жанре фантастики, либо используют фантастику как прием в своем творчестве. Появляются на этом поле и новые имена. Сергей, Жарковский, Сергей Стоян, либо писавший «детскую» фантастику о битвах роботов Зайцев, опять же Сергей, чья книга вышла недавно в издательстве «Метро». Авторы разные, разноплановые. Поэтому говорить о какой-то волгоградской школе я бы не стал.

 

Евгений Лукин:

– Понятие литературной школы достаточно условно. Вот есть в Питере постоянно действующий семинар Бориса Стругацкого. Авторы собираются, общаются, выстраивают какие-то планы, но прошу прощения, они же все – разные. Как можно перепутать, допустим, Щеголева с Рыбаковым или Столярова с Логиновым? Ситуация как и у нас. Просто есть некая организация, собственно, это и есть вся школа.

 

Борис Завгородний:

– Будем говорить не о школе, а о большом количестве писателей, работающих именно в этом жанре, причем работающих успешно. Объективно, наш уровень где-то сразу после Москвы и Питера (ну, это понятно). В провинции мы однозначно первые.

Сергей Синякин назвал лишь часть литераторов, работающих в жанре фэнтези. Их у нас значительно больше, десятки и десятки. Ну, а количество, как известно, переходит в качество. Это, может быть, и не школа, но некая постоянно пополняемая общность.

 

Ладно, оставим в покое школу, но вот если в Питере есть семинар мэтра, соавтора знаменитого «Сталкера» Стругацкого, то что в Волгограде является таким объединяющим фантастов фактором?

 

Сергей Синякин:

– У нас эту роль играет журнал «Шалтай-Болтай», который уже немало лет редактирует Ольга Кавеева, а занимается оформлением (очень высокого уровня) и издает Андрей Тужилкин.

Ольга Кавеева:

– В этом плане журнал действительно стал площадкой для многих волгоградских авторов, объединяя их на своих страницах. Но не только волгоградских. Авторы шлют свои произведения со всей России – от Владивостока до Смоленска. Ну, Украина – это святое. Тем более что там позакрывали практически все журналы, где мог бы напечататься начинающий фантаст. Сейчас много наших соотечественников проживает по всему миру. К нам приходят материалы из Канады, США, Австралии, Германии.

 

Сергей Синякин:

– Да, когда-то в начале перестройке мы мечтали о гласности, об «эре свободного кваканья», думали, что вот, «падут оковы» и мы напишем такое, учредим такие журналы... Реалии оказались несколько иными. Во всей России практически действуют три журнала этого направления: «Если» в Москве, журнал Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век» в Санкт-Петербурге и наш родной волгоградский «Шалтай-Болтай», который держится на энтузиазме и подвижничестве небольшой группы людей.

 

Итак, констатируем: фантасты в избытке, а вот с площадками для реализации нашего волгоградского фантастического потенциала негусто... Еще Ильф и Петров, выступая на первом съезде писателей СССР, сказали: «Чтобы писать, надо издаваться».

Есть ли у нас издательские перспективы для писателей-фантастов? В городе, в стране?

 

Сергей Синякин:

– Есть частные издательства, для которых фантастика – побочное ответвление, просто для имиджа, для хорошей репутации, а основное для них – это издание прибыльных вещей, которые чаще всего далеки даже от намека на какую-то художественную ценность. Есть издатели, например, наш Андрей Тужилкин, которые знают, любят и ценят фантастику, но заниматься ей могут лишь в порядке хобби – в «свободное от основной работы время». Есть в регионе ГУ «Издатель». Оно не делит писателей на жанры, поддерживая местное отделение Союза писателей России, так что путь для начинающих фантастов туда закрыт по определению. К тому же максимально возможный тираж у них – тысяча экземпляров, которые они по уставу не могут продавать, являясь госучреждением. Книги идут на пополнение областных библиотек.

 

Андрей Тужилкин:

– Чтобы мне, как издателю, заработать деньги на издании книг, я должен их издавать в неделю 10-15 наименований. Таких изданий в стране можно пересчитать по пальцам. Мы можем реально издавать автора либо за его счет, либо если он найдет спонсора. На моей памяти очень мало случаев, когда спонсором выступало бы государство, в виде дотаций на издание. Поэтому книги фантастики у нас появляются либо за счет желания не столько увековечить местного писателя, сколько из желания создать себе рекламу. Есть еще один момент. Все говорят о смерти бумажного книгоиздания и переходе литературы в Интернет. Еще поживут какое-то время некоторые виды печатной продукции, например, учебники, но тенденция ухода фантастики в виртуал реальна. Наше поколение вряд ли освоит чтение с монитора, но у молодых это уже основной способ знакомства с беллетристикой.

Евгений Лукин:

– Можно ведь и балет смотреть по мобильнику...

Сергей Синякин:

– Да. Существует ведь культура книгоиздания, существует книга, как художественное произведение по своей сути, достаточно самоценное, так что вряд ли нас ожидает такая уж скорая гибель печатной книги.

(В этом месте нашего разговора Андрей Тужилкин достал великолепно изданный сборник рассказов Евгения и Любови Лукиных «Пока не кончилось время». И действительно обаяние прекрасно изданной книги с чудесными иллюстрациями вряд ли заменишь стандартной компьютерной версией. Здесь как никогда остро ощущалась разница между сделанностью и сотворенностью. Эта книга была именно сотворена!)

 

Андрей Тужилкин:

–С фантастами свяжешься – в такие фантастические сюжеты влезешь... Вот книга Льва Гурского «Роман Арбитман. Биография второго президента России» Ну пародия же чистой воды! Фантастическая пародия. Мы для полноты картины и обложку спародировали, оформив ее так, чтобы узнавалась известная серия ЖЗЛ. Тут возмутилось издательство «Молодая Гвардия», усмотрев в пародии (!) покушение на свои авторские права. Арбитражный суд встал на сторону «Молодой гвардии», взыскав с нас 30000 рублей и признав таким образом, что «Роман Арбитман...» – вовсе не пародия. Фантастика! Ну не будем развивать эту тему дальше. Спасибо за рекламу. Книга прогремела по всей России. У меня от звонков голова шла кругом, и я даже подумывал выбросить свой мобильный.

 

Ольга Кавеева:

– Обращу ваше внимание еще на одну трудность издания фантастов. 95 процентов продукции крупных издательств – это романы. Маленькие повести, а тем более рассказы практически не встречаются. Между тем тот же Лукин романы не пишет.

 

Но есть же в мире примеры чрезвычайно успешных издательских проектов именно в жанре фантастики. Книги о Гарри Поттере, к примеру...

 

Сергей Синякин:

– Я бы все-таки никогда не смешивал сказку с фантастическим произведением, а «Поттериана» – это именно сборник сказок, причем для вполне определенной возрастной группы. Вот Стругацкие свой знаменитый «Понедельник начинается в субботу» снабдили подзаголовком «Сказки для научных сотрудников младшего возраста», а здесь можно категорию детей определить значительно жестче.

А вообще, тяга наших издателей к проектам подобного рода ничего, кроме вреда фантастике не причинит.

 

Евгений Лукин:

– Проекты... Это в первую очередь заказ. Раньше это был соцзаказ, теперь заказ, продиктованный коммерческой выгодой. Но чем бы заказ не мотивировался – он все равно останется заказом, он все равно останется халтурой. Я не ханжа, предложи мне участвовать в каком-нибудь «проекте», то при нашем волгоградском безденежье, может быть и согласился. Хотя.... Участвовал я в одном таком проекте, и знаете, энергии он забирает не меньше, чем написание своих вещей.

Я был свидетелем участия Успенского в одном из таких проектов. Как только такой серьезный автор вносил хотя бы малость мысли, своей индивидуальности – у широкого читателя буквально взрывался в мозг. Ему бы прежний примитив. Все равно, что вместо дамского романа подсунуть какой-нибудь читательнице Достоевского...

 

Ну что же, несмотря на безрадостные перспективы, обрисованные нашими фантастами, отметим один момент, наполняющий нас просто взрывом исторического оптимизма.

В Волгограде проживают прекрасные писатели-фантасты. Они пишут что хотят, они говорят что хотят, они думают как хотят. Они не продались за чечевичную похлебку дешевого успеха. В конце концов, наверно, ради этого и стоит жить. Да и время пока не кончилось, как гласит название прекрасно изданного сборника Лукиных.

 

Фантастическую беседу вели Александр ДОМОВЕЦ и Георгий ПОПОВ