Как сделать город любимым?

Социологи выяснили, насколько россияне любят свои города. Среди двадцати мегаполисов Волгоград оказался на третьем месте. Правда, с конца. Как заставить волгоградцев полюбить малую родину? Этот вопрос мы задали нашим экспертам.
Ростов-на-Дону, Красноярск, Уфа и бессменный лидер рейтинга Краснодар – практически все жители этих региональных центров довольны своими городами (86-88%). Такие данные приводит Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, автор ежегодного опроса. В этом году в нем участвовали 14 000 человек, живущих в двадцати мегаполисах, в том числе и волгоградцы. Согласно их ответам Волгоград оказался аж на 18-м месте, «заработав» 64%. Как изменить ситуацию?
«Нужно развивать бизнес»
Виктор Мосейко, доктор экономических наук, профессор, директор Института управления и региональной экономики Волгоградского государственного университета:
– Нужны видимые экономические результаты, которые бы люди ощутили на себе. Когда же в течение нескольких лет говорят лишь о том, что нужно сделать, а зарплата и общее благосостояние горожан не повышаются, ни о каких симпатиях к властям речи идти не может.
На мой взгляд, прежде всего предпринимательский сектор, малый и средний бизнес нуждаются во вложении любых ресурсов. Я имею в виду не столько денежные вливания, сколько минимизацию административных барьеров, создание условий равной конкуренции. Развитие этого сектора скажется на росте личного благосостояния горожан, и ситуация может измениться.
Городу не хватает инвестиций. И в этом плане региону могло бы помочь участие в проведении футбольного чемпионата. Это позволит получить федеральные средства и направить их на развитие, например, транспортной инфраструктуры. Только так мы сможем избежать надвигающегося транспортного коллапса.
«Дать архитектором свободу»
Петр Олейников, кандидат технических наук, доцент, декан архитектурного факультета Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета:
– Архитектура Волгограда такова, что подобной ей нет ни в одном городе России. Я имею в виду ансамблевую застройку в центре: площадь Павших борцов, Аллея Героев, набережная. Эти объекты нужно беречь и сохранять. Тем более что современной городской архитектуре не хватает архитекторов. У нас очень много талантливых специалистов, но вы же слышали выражение: «Архитектура – занятие королей». Правит бал заказчик, архитекторы законодательно и экономически низведены до уровня исполнителей. А для заказчика главное – экономическая выгода. Поэтому большинство возводимых сейчас зданий – это так называемая технологичная архитектура. Город заполняют безликие, одинаковые коробки, напоминающие производственные объекты. Выход – создать условия для наиболее полного участия архитекторов в создании проектов.
«Инвестировать в культуру!»
Татьяна Гафар, кандидат исторических наук, искусствовед:
– К негативному настрою могло привести качество городской среды. Это касается не только неухоженности города, но и отсутствия пространства для самореализации горожан. У нас нет ни одного достойного культурного центра. Максимум – развлекательные комплексы.
В то же время культура Волгограда – одна из наиболее активно развивающихся сфер, но развивающихся вопреки. При ограниченном бюджетном финансировании учреждения продолжают интересно работать, много инициатив исходит и от самих жителей. Это и российско-германская ярмарка, и День молока, и другие мероприятия, представляющие собой не просто концерт, а некое движение, позволяющее волгоградцам действительно почувствовать себя участниками происходящего. Наши музеи реагируют на происходящие изменения, меняя традиционные программы на новые, включаясь в общероссийские проекты. У нас молодой город, много художественных вузов, но выразить себя молодежи негде. В результате стали модными флеш-мобы. Кроме того, существует множество небольших арт-проектов.
Культура, к сожалению, финансируется по остаточному принципу, и не воспринимается как сфера, в которую нужно инвестировать. Считается, что это невыгодно, хотя это равноправный сектор: экономика досуга, экономика впечатлений. Кроме того, развитие культуры позволило бы привлечь инвестиции и в другие сферы, потому что город бы стал интересным, людям бы захотелось приехать сюда.
«Вернуть надежду на правосудие»
Андрей Цуркан, начальник юридического отдела Волгоградского юридического центра «Человек и закон»:
– По обращениям к нам можно сделать вывод о том, что доверие к правоохранительным органам подорвано. Многие жалуются на коррупцию, на сращение органов следствия и суда. Сталкиваясь с этой машиной впервые, уверенный в своей правоте человек с энтузиазмом берется за дело. Когда он проигрывает разбирательство, исход которого с точки зрения закона был очевиден, у него просто опускаются руки.
Часть населения по-прежнему, как и в девяностых, после этого идет за правосудием к представителям криминального сообщества. При таком росте спроса на «услуги» растет и предложение. Это закономерно тянет за собой рост уличной преступности, куда свой вклад вносит наркомания. И уже непосредственно этот сегмент криминала касается каждого горожанина. По нему он судит о своей защищенности или, вернее, в данном случае незащищенности. Но эти черты – деморализация общества, ощущение вседозволенности – характерны не столько для Волгограда, сколько для всей России. Решать проблему надо на федеральном уровне.
P. S. Редакция «Вечерки» готова продолжить дискуссию на тему «Как сделать Волгоград привлекательным для его жителей?». Ждем ваших предложений. Пишите на электронную почту vv-34@vlg-media.ru или по адресу: Волгоград, пр. Ленина, 56а, редакция газеты «Вечерний Волгоград» (ОАО «Волга-Медиа»). Также можно высказать свое мнение, позвонив по телефону 24-87-39.
Ирина Ребрикова