Дверь в другое измерение

Автор Анна Шубина
«Театр – это чудо, театр – волшебство...» – поется в незатейливой песенке. А еще и трудная работа, профессионализм отчаянных людей и их талант, творческие кризисы и взлеты и, как утверждает наш сегодняшний гость, – путь самосовершенствования. Долгие годы Евгений Брим – инженер по специальности, в прошлом актер из Ташкента, а сегодня один из ведущих мимов цирка «Дю Солей» – шел к тому, чтобы главное дело жизни не оказалось только работой. Кажется, ему это удалось...
Волгоград — первый российский город
Семнадцать лет прошло с тех пор, как Евгений Брим эмигрировал в Германию в поисках новой жизни, а потом волею судьбы оказался в Америке. Столько же он не был в России. Волгоград – первый город, который Евгений увидел в новой для себя стране. И мы первые, с кем он поделился своими представлениями о современном театре и цирке, рассказал, как достичь мировой известности и научиться открывать дверь в другое измерение.
– Родился я в Ташкенте. Вышел на сцену уже в девять лет, хотя к публичным выступлениям тяга появилась и того раньше. Помню, как перед родителями устраивал импровизированные спектакли. Наверное, отчасти потому, что рос в творческой семье. После школы несколько неожиданно поступил в Ташкентский институт связи, учился проектировать радиолинии, работал электриком. В общем, отучился на инженера. Вот и получилось, что я, инженер по специальности, всю жизнь работаю артистом, не имея профильного на то образования. Не обучался я специально и хореографии. Хотя считаю, что актерская школа, как и иная в другой профессии, только в помощь человеку, ведь без нее приходится опираться только на внутренний мир и работать, работать... И тем не менее, еще в Ташкенте стал играть в драмтеатре, потом десять лет проработал клоуном-лицедеем. В какой-то момент захотелось новой жизни, свежего ветра. Я эмигрировал в Германию, работал мимом на улицах Берлина. Этот бесценный опыт научил меня строить свой театр буквально за десять секунд. Это не преувеличение! Вот два дерева, между ними веревка, секунда, образ – начинается действо...
Место под солнцем
– Как-то увидел объявление о том, что знаменитый на весь мир цирк «Дю Солей» проводит кастинг. На него пришло 60 человек, а прошли только я и еще одна девочка. Так открылась новая страница работы в супер-шоу, мечте тысяч артистов, цирке «Дю Солей». Мне сказали: через полгода ты будешь занят. Пришло время, я приехал в филиал цирка в Лас-Вегасе, где оказался востребованным как физический актер, использующий физику своего тела. Так пригодилась моя тяга к пантомиме, мимике, движению.
На сегодняшний день я занят в Лас-Вегасе в шоу «Love». Это рок-шоу под музыку «Битлз», подготовленное совместно с артистами «Дю Солей» и компанией «Эппл», созданной легендарной четверкой. Почему проект так называется? Потому что это любовь, потому что последние строки, написанные Джоном Ленноном, звучат в переводе на русский так: «Все, в чем ты нуждаешься, – это любовь...» В этом проекте я играю отца Маккензи, отрицательного персонажа с негативным характером. Кстати, создавать шоу для меня гораздо интереснее, чем много раз проигрывать его. Повторы – это некоторая сложность, хотя и в них есть свои плюсы. Но в целом гораздо приятнее процесс творения.
Цирк «Дю Солей» – это громадная компания, целая система. За 12 лет я сыграл в 4300 шоу. Труд там не из легких. Только представьте: со мной лишь один костюм и грим. Но это мое шоу. А вот если бы приехал в Волгоград сам цирк «Дю Солей», реквизит измерялся бы вагонами!
Театр внутри
– Со времен того, как распался Советский Союз, наше идеологическое видение пространства в области искусства изменилось. В России воспринимают и используют атмосферу сцены иначе, чем в Америке. Россия – это всегда нечто иное. Атмосфера жизни, а значит, и сцены, отличается от всех других стран. За границей ждут эффекта, в том числе и от пластического спектакля, и от цирка, и от театра. В России люди замирают в ожидании глубины. Людей здесь волнуют и привлекают не столько декорации, свет, звук, сколько возможность проникнуть в тайны мироздания, в то время как в Европе и Америке, прежде всего, обдумывается, что и как делается на сцене. В России, в крови у русских театралов еще сохранилась школа Станиславского. Та культурная база, которая накопилась за последние 100 лет, продолжает здесь развиваться. Я не знаю, как это объяснить.
Дома в Америке у меня свой частный театр, полностью направленный на эксперимент, поиск новых решений – сценических и жизненных. Я разработал уникальную систему преподавания мастерства актера «От пластики тела к пластике ума», создал 14 театров-лабораторий по всему миру. Я же по специальности инженер – вот и строю! Это, конечно, не то, что привычно понимается как классический русский театр. Помещение на 20-30 человек скорее студия для людей, которые живут театром. Это образ жизни. Где я останавливаюсь, там и строю свой театр. Благо, что и жена у меня такая же, и дети.
Кстати, я всегда отдавал предпочтение театру, а не кино, хотя очень его уважаю. Кино – это ведь некая записная книжка, ее можно переписать. А театр – живое искусство, именно то, чем стоит заниматься.
В гостях хорошо, а дома лучше?
– Я не был в России 17 лет. Живя в Америке, думаю о том, как вернуться на родину, чтобы говорить с людьми на одном языке. Заложенная в нас культура, еще та, советская, в плане моральных ценностей еще жива.
Волгоград – это первый город, который я посетил в России после почти двадцатилетнего перерыва. Позвал сюда мой ученик Степан Николишин. И будто пожар разгорелся – ведь это новые возможности! Кстати, в цирке «Дю Солей» работает ваш земляк. Он акробат. Чуть не плакал, когда узнал, что я еду на его родину!
Позитивный эгоизм
– Моя философия – это любовь к людям. Я очень ценю индивидуальность, уважаю персональность и личность в человеке. Мне важно, когда собеседник может объяснить свою позицию, рассказать о ней. И это «я» помогает ему прокладывать свой жизненный путь, который не отравляет другим жизнь. Я бы назвал это позитивным эгоизмом. Взять хотя бы, к примеру, Моцарта. Он писал гениальную музыку. И при этом легко приспосабливался, был способен стать совсем другим человеком, быть как все. Он просто отметал от себя лишнее. А все эти накопления, подпитки от других людей, заимствования, они забивают нас. Тогда основной ствол, стержень теряется. И вот когда по ходу жизни уходит индивидуальность, человек превращается во что угодно, но только это уже не он сам.
Секрет в том, что человеческое тело – сугубо земное, а внутри – космос. Ты можешь так научить свое тело существовать, что это внутреннее окажется способным преобразиться в любую систему, используя всю доступную фантазию. Об этом мои мастер-классы. Один из них – «Дверь в другое измерение», я неоднократно организовывал его для артистов цирка «Дю Солей». Это своеобразный рассказ-показ о том, для чего человеку нужен театр и как он может раскрыть в нем свою индивидуальность.
Ничто не чуждо
– Мне как миму, конечно, очень важна физическая форма. Но вопрос больше к моей жене, она за этим следит. Я склонен к простой, «зеленой» пище, при этом не являюсь вегетарианцем. Не люблю переедать. В целом я неприхотлив – по большому счету мне все равно, что есть и где спать. Проблема в другом – в борьбе с эмоциями. Это особенно важно, когда есть семья. Я считаю необходимым контролировать себя, но ни в коем случае не подавлять. Самоконтроль – это сила, которую надо развивать.
Справка «ВВ»
Цирк «Дю Солей» (от фр. «цирк Солнца») – яркий представитель современного жанра циркового искусства. Компания основана в 1984 году Ги Лалиберте и Даниэлем Готье, базируется в Монреале, Канада. Кстати, Ги Лалиберте был седьмым космическим туристом и даже на орбите умудрился устроить зажигательное шоу с мыльными пузырями. «Цирк Солнца» насчитывает более 4000 человек, работающих в разных группах, а это не только огромный штат профессионалов, но и возможность давать представления в нескольких точках мира одновременно. Выступает труппа со зрелищными спектаклями, которые проходят и на арене под временным шатром, и на постоянной цирковой арене, и даже на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 миллионов долларов.