Армен Оганесян: «Правила движения должны стать непреложным законом!»

Без чего невозможно представить современное общество? Конечно же, без автомобиля! Отвезти детей в школу, смотаться за покупками, вырваться на дачу или природу... В общем, без четырехколесного «друга» жизнь остановилась бы, это точно. С нами согласен и наш сегодняшний гость – главный автомобилист Волгограда, председатель регионального отделения Движения автомобилистов России Армен Оганесян.
-Вы помните первый автомобиль, за руль которого сели?
– К моему великому стыду, первый опыт вождения был связан с нарушением закона. Я тогда учился только в шестом классе, поэтому, конечно, прав у меня не было. Жили мы в Ереване, и вот после уроков зашли к однокласснику в гости. Родителей не было дома, а в гараже стоял «Москвич», кажется 406-ой. Соблазн великий! И вот мы – трое мальчишек, из которых за рулем сидел до этого только один, решились на «подвиг». С первого же раза машина у меня завелась, со второго заглохла, с третьего тоже заглохла, в итоге все же выехали со двора. Не представляю, как мы на это осмелились! Но вскоре охватил нас жуткий страх, не помню даже как вернулись в гараж. Родители нас очень сильно наказали. Такой опыт я запомнил на всю жизнь.
– А ваша первая машина?
– О, это «классика» – ВАЗ-21061, «шестерка» экспортная. Ее за профессиональные заслуги папа получил вне очереди. За ней мы отправились в Ростов-на-Дону. Права уже меня были, но папа не доверил мне одному гнать машину, он взял с собой двоюродного брата и племянника. Итак, четверо мужчин вылетели из Еревана в Ростов. На месте оказалось, что «шестерку» пришлось бы ждать несколько недель. Такой возможности у нас не было. И вот нам предложили забрать машину, которая должна была уехать в Финляндию, но из-за царапины на двери она осталась в стране. Посовещавшись, мы согласились.
У меня об этой машине только приятные воспоминания. Знаете, есть такая армянская мудрость уместная при покупке машины: «Пусть машина будет приносящей» ... Вот она как раз такой и была. Синего цвета под названием «Валентина»...
– Армен Карленович, водитель, по вашему, это призвание или необходимость?
– И то, и другое. Знаю очень много людей, принципиально не садящихся за руль. Люди избегают вождения, выбирая либо общественный транспорт, либо, при возможности, личного водителя. Для меня же вождение – это наслаждение. Я могу за рулем ездить часами, даже если очень сильно устал. В молодости сутками не вылезал из-за руля. Вот представьте, в студенческие годы мы на машине друга моего, тоже «шестерке», выехали из Еревана в Сочи через Грузию – за 11 часов доехали! Двоих высадили на побережье, не выходя из машины вернулись в Тбилиси, забрали человека – и снова в Сочи. Почти сутки я был за рулем. И это не предел. В такие моменты у меня мобилизуется организм, но как только встану из-за руля – моментально глаза слипаются, и засыпаю. Был вот какой случай. В 1998 году я ездил в Германию за машиной. В 11 утра выехал из Минска и непрерывно ехал до Волгограда, сюда прибыл в 10 утра. На заправке у Самарского разъезда остановился, позвонил брату, успел только сказать: «Рубен, я у заправки», и уснул. Брат приехал забрал меня, и я сутки проспал.
– Всякому ли дано искусство вождения?
– Надо иметь призвание, чтобы водить. Я против того, чтобы каждый садился за руль. Ведь очень многие, увы, недопонимают всю серьезность и сложность вождения. А между тем машина на дороге – по определению источник повышенной опасности. Сидящий за рулем должен быть крайне внимательным, культурным, порядочным и очень требовательным к себе и соблюдению ПДД. К сожалению, это редкость. Права покупаются, за рулем хулиганят, тонируют «в рубероид» машины... Таких зарвавшихся водителей надо «опускать на землю». Уверен, закон нельзя нарушать, даже если тебя в нем что-то не устраивает. Трагедия нашей страны – в менталитете: как говорится, из ста собравшихся – сто пятьдесят будут считать себя генералами. А стоит всего лишь соблюдать закон и оставаться порядочным человеком. В том числе и на дороге. Спасение демократии – в безусловном и беспрекословном подчинении закону всеми без исключения. Я вас уверяю, если бы я стал президентом России, я бы в течение часа многие проблемы решил.
– Это каким же образом?
– Отменил бы все привилегии – от президентских до депутатских. Только так можно решить проблему криминала и бюрократии в чиновничьем аппарате. Ответственности должно быть больше, а не привилегий. Смотрите, у нас ни одного сотрудника «с корочкой» не могут наказать за нарушение ПДД, а вот принца Чарльза недавно призвали к ответственности за нарушение правил парковки. Вот такую демократию я понимаю!
– От чего, прежде всего, зависит безопасность на дорогах?
– Безусловно, прежде всего, от соблюдения Правил дорожного движения. Для автомобилистов ПДД должны стать непреложным законом.
– Культура вождения, взаимная вежливость на волгоградских дорогах – это миф или все-таки реальность?
– Это реальность. За последние три года, что я состою руководителем «ДАРа», чувствую реальные перемены. Несколько лет назад вы бы не увидели на дорогах Волгограда машину, пропускающую другое авто из соседнего ряда, а та в ответ «говорит» «Спасибо!» проблеском фар. Сегодня это норма. Есть, конечно, и негодяи на дорогах. Я бы их всех в армию отправлял на исправление. А стоит-то всего лишь относиться к другим так же, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Делайте людям добро. Есть такая армянская мудрость: «Делай добро и бросай воду». Вот по такому принципу я и живу. Бог же все видит! Именно поэтому три года наша организация работает исключительно на добровольных началах.
– С какими же проблемами вам, как руководителю Волгоградского отделения Движения автомобилистов России приходится сталкиваться чаще всего?
– Основных – три.
Это взаимоотношения сотрудников ГАИ БДД и водителей, организация дорожного движения и отсутствие парковок.
По первой проблеме... К великому сожалению, профессия «гаишника» стала одним из символов коррупции. Для меня же дядя Степа из детского стишка Михалкова – образец для подражания и надежное «плечо» для граждан. Сегодня же связи между сотрудниками и населением нет. Вижу выход вот в чем. Сотрудники ГАИ БДД, особенно те, кто работает на улице, должны получать достойную зарплату, обеспечиваться всеми социальными благами и иметь возможность бесплатного отдыха, в том числе и для своих семей, но если при этом кто-то попадется на взятке хотя бы в рубль – место ему лишь в тюрьме!
– Организация дорожного движения – какие тут проблемы и как их, с вашей точки зрения, решать?
– Если машина должна проходить техосмотр в срок, иначе она сломается и встанет, то и дороги должны ремонтироваться именно в срок. А если пять, десять лет не делать должного ремонта, то через пятнадцать придется вкладываться все более и более серьезно. По словам вице-губернатора Юрия Коваля в следующем году будет выделено на ремонт дорог 1 миллиард 300 миллионов рублей, но и этого, поверьте, мало. И все же лучше, чем ничего. С трудом решается проблема ремонта внутриквартальных дорог. Почему? Большинство земель было отдано в частную собственность, а бюджетные деньги можно тратить, как известно, только на муниципальные дороги. Вот она, суть проблемы, решать которую по всем фронтам необходимо незамедлительно.
– Проблема парковок...
– Искусственно создана, я уверен. Причина – в недальновидности чиновников. Если сегодня на один дом приходится сто машин, то завтра будет сто десять. Проблема серьезная, и в Волгограде ситуация неутешительная. Вижу выход в создании частно-государственного партнерства, то есть государство выделяет землю под парковки, а частный бизнес вкладывается в строительство. Уверен, что за разумную цену жители предпочтут оставить машину на платной стоянке, чем бросить на улице, иногда заехав при этом на газоны и детские площадки. Складывается впечатление, что наши чиновники летают на вертолетах и не знают, что творится на дорогах и во дворах.
– Программа утилизации автомобилей – насколько она актуальна для Волгограда?
– Нельзя пускать на дороги автомобили «от 15 и старше». Лучше ужесточить государственные меры по утилизации таких «ретростарушек» с одновременным продуманным механизмом адекватной материальной компенсации автовладельцам. При этом я имею в виду только те машины, которые технически абсолютно не исправны. Согласен, что есть и авто со стажем в 15-20 лет, но в хорошем состоянии, им повезло с хозяином. Конечно, они имеют право на существование. Но есть такие транспортные средства, которые просто-напросто являются дополнительными источниками опасности на дорогах. Их-то и необходимо утилизировать. При этом государство не должно отделываться 50 тысячами рублей, а оказывать серьезную поддержку решившимся сдать свое авто в металлолом.
– Статистика доказывает, что введение системы видеонаблюдения на дорогах Волгограда действительно привело к сокращению числа ДТП. Что еще необходимо предпринять, чтобы вождение стало безопаснее?
– Действительно, камеры видеонаблюдения – очень правильное решение. И все-таки безопасность зависит от организации дорожного движения, с которой в нашем городе серьезные проблемы. Но сколько вопросов по разметке! И число их только растет! Доходит до смешного... Расширяют дорогу и тут же рисуют сплошную линию, не позволяющую выехать на дополнительную полосу. Ну что за дуристика?! А ведь от правильности разметки и расстановки дорожных знаков зависит безопасность на дороге и даже жизни волгоградцев. Мы настаиваем на том, чтобы никакие изменения в организации дорожного движения не проводились без моделирования дорожных ситуаций. Это жизненно важно! А специализированные компьютерные программы существуют, надо только хотеть добиваться хорошего результата в своей работе.
– Есть то главное, на что вы ориентируетесь в работе?
– Те, кто нарушает права автолюбителей, пусть не тешат себя мыслью, что смогут избежать ответственности. Мы этого не допустим.
Анна Шубина