«Современные люди не умеют говорить»
От курсов управдома до философских семинаров – в Волгограде растет спрос на знания. Чему не учат в школе и почему, несмотря на критику официального образования, нас снова потянуло за парту, рассказывает Андрей Макаров, доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного университета, один из руководителей научно-образовательного общества «Интеллектуальные среды».
«Раньше учились ради диплома, теперь – ради образования»
? Готовясь к интервью, наткнулась на рекламу очередного «образовательного» события. Кафе, которое обычно устраивало вечеринки, решило организовать «гастрономический ужин»: дегустация блюд плюс лекция об их приготовлении и о том, с какими напитками они сочетаются…
– Это так называемый эдьютеймент. Слово образовано от корней двух английских слов, которые на русский переводятся как «образование» и «развлечение». Речь идет об отдыхе, совмещенном с получением новых знаний. В Москве и Петербурге это практикуется давно, а в регионы только приходит. Только этот пример относится к более простым потребностям человека. В сфере же образования есть проекты, которые относятся к более высоким уровням.
Сейчас сформировался слой людей, осознающих, что им нужно образование. Если раньше его необходимость была стереотипом и в вузы поступали только ради диплома, то теперь идут за знаниями. Кто-то хочет повысить свою ценность на рынке труда. Кто-то понимает, что его образование устарело. Но спрос идет, прежде всего, на фундаментальное университетское образование. Людям важно знать, что происходит вокруг них, в какой культурный контекст включена их деятельность. Поэтому сейчас в обилии возникают открытые университеты, курсы, лекции. В том числе это затрагивает и сферу развлечений.
«Люди не мыслят, а думают на больших скоростях»
? Объединение «Интеллектуальные среды», одним из руководителей которого вы являетесь, в этом году своей темой выбрало «Философию образования»…
– Да. Мы существуем уже шесть лет, и за это время мы пришли к такому формату, который предполагает не только лекции, но и работу мастерских. Это практические занятия, где идет освоение методов. Если говорить о теме «Образования», то мы будем разрабатывать метод сократического диалога. Проблема в том, что современные люди не умеют говорить. Под видом диалога идут отдельные высказывания, никак не связанные с репликами собеседника и не приводящие к конструктивному результату. Обществу нужны медиаторы. Диалога не хватает и образованию. А если этого нет в образовании, то этого нет нигде, потому что образование – это фундамент.
? Что предполагает сократический метод?
– Когда идет обсуждение, должен быть модератор, который задает вопросы выступающим. Суть метода состоит в том, чтобы замедлиться. Зачастую люди не мыслят, а думают на больших скоростях. То, что кажется их собственными мыслями, на самом деле шаблоны, готовые установки, эмоциональный шум. В спешке озвучиваются именно они, а не то, что действительно можно назвать мыслями.
Кстати, Волгоград – один из самых спешащих городов. Французский философ и эксперт ЮНЕСКО Оскар Бренифье, когда посетил наш город, заметил: «Вы все заняты тем, что спешите, ждете и опаздываете». Сократический диалог подразумевает внимательное отношение к собеседнику: "Вы торопитесь? Куда?" Когда замедляется ситуация думания, возникает мышление. У нас этого порой не хватает уже в школе.
Философию – в массы
? Но проблема же решается?
– Безусловно. Министерство образования видит ее и меняет госстандарты. Что касается преподавания, идет переход к интерактивным методикам, в том числе диалогу. Но это школа, со взрослыми все сложнее. Мы проводили семинары для бизнесменов, юристов, специалистов других профилей, и выяснилось, что люди боятся слова «проблема». Мы спрашиваем: а что ж вы решаете? Ответ: вопросы и задачи, проблем у нас нет. Этого слова боятся потому, что не видят в такой ситуации точек потенциального роста, возможности открыть новые способности.
Диалог подразумевает владение тремя базовыми умениями: идентификация, проблематизация и концептуализация. То есть сначала вы должны понять, что происходит, затем выделить проблему и точно сформулировать ее, убедившись, что формулировка одинаково понимается всеми участниками обсуждения. Главное – это проблема понимания. Вместе с ее решением, решается половина задач. Диалог по сократическому методу с его модератором, который вопросами уточняет каждое высказывание участников обсуждения, позволяет преодолеть это препятствие. Таких модераторов и не хватает современному обществу.
Без них под видом диалога идет так называемый троллинг – высказывание разрозненных неаргументированных точек зрения. Иногда под видом аргументов идет эмоциональное давление. Как сказал Жванецкий, «как я могу разговаривать с человеком, у которого такой нос». В этом случае всякий раз остается осадок бесполезности. Накапливаясь, он создает огромного рода усталость, общую апатию и нежелание обсуждать прежде актуальную тему.
Поэтому, в частности, во Франции Оскара Бренифье, которого я уже упоминал, приглашают на разные предприятия. Например, на разговор с рабочими заводов компании «Рено». Диалог по сократическому методу помогает поддерживать моторику мышления, что в конечном счете ведет к росту производительности труда.
Научите учить и учиться
? Как семья влияет на способность ребенка мыслить?
– Обычно родителям некогда учить детей диалогу, проще приказать, выдрессировать. Тем не менее школьники показывают лучшие способности к диалогу, чем студенты второго курса. Первые лекции приучают молодежь к монологу.
Развивать мышление просто. Например, есть игра под названием «Найди прекрасное в безобразном». Скажем, ребенок отказывается что-то сделать. Он застревает в состоянии «хочу – не хочу», и надо активизировать его мышление. Вы задаете вопрос, что хорошего в том, если он все-таки выполнит родительское указание. Потом берете его ответ и задаете к нему вопрос «что в этом плохого?». То есть вопросы должны чередоваться. Например, если отказывается надевать перчатки, спросите, что хорошего в том, что он наденет перчатки. Допустим, он ответит, что не испачкаются руки. Вы спрашиваете: «Что плохого в том, что не испачкаются руки?» Он отвечает, что тогда он не сможет помыть их душистым мылом, запах которого ему нравится. Вы спрашиваете, что хорошего в том, что он не сможет их помыть? Ребенок отвечает, что он вовремя успеет к мультфильму. И так далее.
Дети проявляют чудеса изобретательности. Это не манипуляция. Суть в том, чтобы раскачать процесс мышления, создать условия для осознания. Кроме того, это делается в форме игры, а играть любят все. Игра помогает преодолеть негативизм, ведь все идет как будто в шутку. Хотя потом он, вероятно, уйдет в другую комнату, чтобы надеть все-таки перчатки, но не у вас на глазах. Мы так играли со старшей дочерью, а потом заметили, что она аналогичным образом стала разговаривать с младшей. То есть запустился процесс взаимообучения.
Образование – не роскошь
? На фоне возросшего желания учиться принят закон о том, что в школу принимают лишь по месту прописки. Кроме того, ходят слухи о платных уроках. Такое впечатление, что образование может стать недоступным для большинства.
– У нас почему-то принято пугаться даже тогда, когда еще ничего не случилось. Много страхов, много троллинга. При этом люди не хотят мыслить, и даже готовы платить любые деньги, лишь бы не делать этого. Я не готов комментировать слухи. Что касается принятого закона, то сказать о его пользе можно будет лишь после подробного изучения. С точки зрения государства проблем я не вижу. С точки зрения индивида они могут быть. Но здесь надо смотреть, почему родители школьников игнорируют местную школу, и решать уже эту проблему.
? То есть, у вас нет ощущения, что государство уходит из образования?
– Не могу сказать. Но даже если оно уйдет, потребность останется, а значит, ниша будет заполнена. Это как если бы супруга уехала, не оставив ужина. Муж ведь все равно приготовит еду. Другое дело, что она должна оставить посуду, рецепт. Так и здесь. Должна быть создана система сертификации, иначе некачественное образование только усложнит ситуацию.