"Мадрид...Февуарий тридцатый"

23 марта 2011

В Волгоградском молодежном театре состоялась премьера спектакля «Записки сумасшедшего» из цикла Н.?Гоголя «Петербургские повести». Новая работа «Молодежки» претендует на звание самой острой постановки текущего театрального сезона. Перед началом спектакля «Записки сумасшедшего», поставленного в новом жанре «гогольшоу», до зрителей доносится информация о том, что в постановке полностью сохранен текст Гоголя. Предупреждение совсем не праздное, ибо в спектакле можно услышать, например, такую фразу: «А вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты и то и се: аренды, аренды хотят эти патриоты!». Это лишний раз доказывает две вещи: классика бессмертна и если хочешь сделать что-то острое и злободневное — обратись к классике. «Записки сумасшедшего» в этом плане бьют не в бровь, а в глаз — такую злостную сатиру на чиновников сегодня вряд ли кто сможет сочинить.

Как же выглядит это «гогольшоу» от Молодежного театра? Спектакль оформлен крайне аскетично, что никоим образом не обедняет его восприятие — декораций здесь столько, сколько нужно. Непосредственно перед зрителем (в «Молодежке» нет сцены, а есть лишь сценическое пространство) находится металлическая конструкция, которая ездит по рельсам и которая неплотно заложена деревянными досками. Конструкция часто передвигается по рельсам, а доски постоянно перекладываются. Такой конструктор «собери сам», позволяющий показать и дом чиновника, и присутственное место, и даже сцену театра. Артисты, занятые в спектакле, выполняют роль многофункциональной массовки: из пациентов психушки они моментально преображаются в чиновников, из чиновников в артистов и так далее, причем каждый исполняет по несколько ролей. Есть здесь и единственный константный персонаж — чиновник Поприщин в исполнении Игоря Мишина, от чьего лица начинается и ведется повествование, по ходу действия перехватываемое массовкой, отчего местами получается эффект чтения по ролям.

Артисты много перемещаются по сценической конструкции, передвигают ее и меняют расположение досок, также меняют костюмы, отчего складывается ощущение карнавальности происходящего, которое закрепляется забавным балаганом в сценах с психушкой. Одним словом, театральное зрелище в его изначальном виде, которое имеет весьма конкретные отсылки ко дню сегодняшнему.