Волгоградцы придумали, как спасти мир от фальшивок

Предметы искусства, антиквариат, оружие и ювелирные украшения – благодаря ученым из ВолГУ все это теперь можно защитить от подделки с гарантией до 100 %. Достаточно нанести на предмет уникальную метку, которую никто, кроме автора, обнаружить не сможет.
Размер имеет значение
Помните, как в школе мы подписывали свои учебники? С точки зрения науки можно было бы назвать эти подписи «маркировкой». Благодаря ей мы всегда могли отличить свой учебник от чужого. По такому принципу сегодня маркируют многие предметы, обозначая модель, место производства или пробу (на ювелирных украшениях). Как правило, такие маркировки воспринимаются визуально или с помощью датчиков.
Наиболее простые методы маркировки – механические (печать, гравировка). Более сложные метки получаются под действием электрического тока, химических веществ, тепла или высокочастотных колебаний. Подходов много: главное, чтобы маркировка была долговечной, а подделать отметку было как можно сложнее. Для защиты от подделки, например, могут использоваться специальная графика или шрифты. Волгоградцы сделали упор на другой показатель – размеры.
Ирина Запороцкова, один из авторов проекта.
– Защитные свойства маркировки повышаются в том случае, если она не воспринимается визуально даже с помощью лупы или микроскопа, – рассказывает один из авторов проекта, Ирина Запороцкова, доктор физико-математических наук, директор Института приоритетных технологий ВолГУ. – Тогда расположение на изделии и восприятие содержания маркировки являются дополнительной защитой от подделки. На этом принципе и построено наше изобретение.
Рисунки в несколько молекул
Волгоградские ученые научились делать маркировки настолько маленького размера, что последние получили к названию приставку «нано». С помощью сканирующего туннельного микроскопа (СТМ) и атомно-силового микроскопа (АСМ) можно написать текст или даже сделать изображение, размеры которого соотносимы с нанометрами. Все помнят школьный курс по физике? Если нет, то уточним, что нанометр составляет одну миллиардную часть метра. И соотносится нанометр с метром приблизительно так же, как соотносится толщина карандаша с диаметром нашей планеты. Если изображение или текст размером в несколько молекул нанести на поверхность предмета, то этот предмет получает фактически 100 %-ную защиту от подделки.
Оборудование, необходимое для нанесения маркировки.
– Чтобы подделать, например, старинную картину, на которой стоит наномаркировка, надо выполнить два условия: найти маркировку и сделать на подделке точно такую же, – объясняет Ирина Запороцкова. – Но, во‑первых, содержание наномаркировки может быть считано и воспроизведено только с применением специальной техники – обычных микроскопов и бытовых условий здесь будет недостаточно. Во-вторых, место нанесения маркировки на предмете надо знать с абсолютной точностью. Допустим, нам известно место наномаркировки с точностью до квадратного миллиметра. Даже на этой площади имеется до миллиона участков, где наномаркировка может «прятаться».
Образец наномаркировки.
Процедура нанесения занимает от 5 минут до получаса в зависимости от сложности изображения. Наши ученые работали над этим несколько лет и учли все слабые места разработок конкурентов.
– Преимущество нашего подхода в том, что мы можем маркировать изделие, не затрагивая его химическую структуру, – отмечает Ирина Запороцкова. – Исключается ошибка и при сканировании наномаркировки, что немаловажно. Защитить нашей наномаркировкой можно практически любую твердую поверхность, будь это золото, серебро, сталь или полимерные материалы. Даже ценные бумаги или антиквариат можно маркировать, не опасаясь за их сохранность.
Вопросы еще остаются
Перспективы внедрения наномаркировки уже обсуждаются экспертным сообществом. Не вызывает вопросов, где можно применять разработку ученых.
– Сегодня довольно часто встречаются подделки работ художников, – комментирует Лидия Ишкова, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России. – В особенности если это современная живопись. Некоторые особо ушлые художники делают фотографии на холстах, сверху для придания фактуры проходят краской и выдают картину за оригинал. Отличить эту работу от оригинала достаточно сложно. Но и цену мошенники выставляют, как у оригинала. Нижняя планка качественной работы художника порядка 10 тысяч, ведь в стоимость входят не только временные затраты, но и расходные материалы. Но встречаются работы, которые могут выставляться за несколько сотен тысяч и даже за миллион рублей. Все зависит от качества работы, от имени художника. В этих случаях, конечно, волгоградское изобретение от подделки было бы полезным.
Однако к масштабному использованию наномаркировок мы еще не готовы технически.
– Какие детекторы использовать для обнаружения следов наномаркировки? Насколько наномаркировка устойчива на самих предметах? Над этими моментами мы уже думали с коллегами, – комментирует полковник полиции Алексей Курин, начальник кафедры криминалистической техники Волгоградской академии МВД, кандидат технических наук. – Необходима специальная аппаратура: сканирующие зондовые микроскопы или атомно-силовые микроскопы. Экспертно-криминалистические подразделения регионального уровня такими приборами не располагают, хотя это не исключает производство единичных экспертиз с их использованием. Думаю, что мы говорим о перспективном методе, который может получить распространение для контроля объектов, оборот которых ограничен законодательством Российской Федерации. Однако к применению данной технологии надо быть готовыми технически и методически.
Наномаркировка является мощным инструментом против подделки. Но и здесь может включиться человеческий фактор, который не даст 100% гарантий:
– Даже такой сложный технологический процесс может стать достоянием лиц, заинтересованных в изготовлении качественных копий объектов, представляющих высокую культурную ценность, – считает Алексей Курин. – Если мошеннику удастся получить доступ к информации о месте расположения маркировки или доступ к оборудованию для ее нанесения, то говорить об отсутствии «хороших копий» не приходится.
Александр Богатырев.
Кстати
«Христос в Эммаусе» (на верхнем фото к материалу) - одна из самых ярких иллюстраций в истории подделок произведений искусства. Картину написал художник Хан Антониус Ван Меегерен. Правда, свое авторство он предпочел скрыть. Дело в том, что гениальный злодей специализировался на подделках – он создал картину с тем, чтобы выдать ее за неизвестное творение именитого, но умершего к тому времени художника – Яна Вермера Делфтского. Для этого Меегерен разработал собственную технологию старения изображений и даже сделал героями сюжета персонажей, которые встречались в других работах Вермера. После этого аферист позаботился о том, чтобы неожиданная находка попала в руки самых авторитетных экспертов. Заядлые ценители и знатоки поверили, что перед ними оригинал – настолько убедительной была работа автора. Более того, картину назвали величайшим творением покойного Вермера! Самому Вермеру наномаркировка вряд ли помогла бы, ведь подделывали его несуществующие работы. А вот Меегерену – вполне. На склоне жизни ему пришлось доказывать, что именно он создал картину «Христос в Эммаусе» и несколько других работ, копируя Вермера.