Владимир Атопов: «Волгоград сегодня и 30 лет назад – разные города»

27 августа 2013

В канун дня города «Вечерка» встретилась с Владимиром Атоповым. С 1974-го по 1986-й Владимир Иванович являлся главой исполкома городского совета депутатов, по нынешним меркам – занимал должность мэра областного центра. Именно он придумал подземную линию скоростного трамвая и затеял строительство Третьей продольной магистрали.

 

Городу нужен план

 

? Владимир Иванович, Волгоград сегодня и тот, которым руководили вы, – это один и тот же город?

 

– Безусловно, это разные города. Главная проблема современного Волгограда в том, что у него нет стратегии развития. Когда я пришел к власти, проблем у города было еще больше. Первым делом я сел и разработал стратегию – четкий поэтапный план задач. Это касалось и строительства, и развития производства. Заводы, например, не только выпускали какую-то продукцию, но занимались также капитальным строительством и вопросами развития инфраструктуры города и отдельных районов. Ведь для того, чтобы производство было конкурентоспособным, недостаточно просто построить завод, необходим системным подход: обеспечение рабочих жильем и всей необходимой инфраструктурой (жилье, детские сады и школы, спортивные сооружения, магазины и театры и т. д.) – тем самым формируется концепция градостроения, которой необходимо управлять.

 

? Есть мнение, что Волгограду нужен новый имидж – не военный. Ведь Волгоград – не только город-герой. Согласны?

 

– Имидж города складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это его история. У Волгограда всегда была особая стратегическая миссия – он стоял на острие развития промышленности и не только. Яркий пример тому – строительство тракторного завода. Затем, вклад города-героя в победу в ВОВ. В-третьих, строительство Волго-Донского канала и Волжской ГЭС. Сначала 20-го века, мы, к сожалению, ничего не построили, но не так давно Владимиром Путиным была выдвинута инициатива строительства второго Волго-Донского канала. Это дало бы толчок в развитии города, и региона в частности. Научное, культурное, промышленное развитие – вот реальный источник нового имиджа Волгограда.

 

? И что же конкретно нужно, чтобы город был цветущим, чтобы нормально работала коммуналка, строилось жилье, в которое могли бы позволить себе горожане самого разного достатка, в том числе и небогатые?

 

– Необходимо четко понять, каким мы хотим видеть Волгоград сегодня и в будущем. И уже после того, как четкая картина будет составлена, нужно приступать к разработке плана действий. Все нужно делать поэтапно, если же пытаться ухватиться сразу за все, то в итоге либо вообще ничего не получится воплотить в жизнь, либо получится плохо. Необходимо придумать стратегию развития и четко следовать ей, развивая как градостроительную, так и социально-экономическую систему города. Дело в том, что долгое время город жил за счет того, что развивалось производство, сейчас другая ситуация, но и тогда, и сейчас в городском бюджете на большие проекты, вроде метротрама или Волжской ГЭС денег нет, для реализации задумок такого масштаба необходимо привлекать федеральное финансирование, инвесторов. Сейчас мы пришли к тому, что город прогибается под частную собственность, а ведь так не должно быть! Вон Дерипаска решал судьбу алюминиевого завода, дожили… Это город должен создавать коридоры для частного или совместного производства, и все должно укладываться в генеральный план города, а не какого-то собственника. Также необходимо создавать в Волгограде благоприятные условия для развития науки. Город должен идти не просто в ногу со временем, но у него должен быть и козырь в рукаве, необходимо идти на опережение, разрабатывая все более и более современные проекты. Ведь если мы будем думать лишь о том, что нужно городу здесь и сейчас, то через 50 лет все вообще развалится. Строя дом, подводя коммуникации и прокладывая дорогу, важно учитывать, как город будет выглядеть через 30-50 лет и какие будут у него в это время потребности. Вот когда мы научимся мыслить и работать стратегически, тогда город и расцветет. И конечно же не стоит забывать о культуре. Вот раньше мы ведь все учитывали. Прокладывая проспект Ленина и отводя от него улицы вниз к набережной, мы элементарно построили бесплатные туалеты, и это была отлаженная канализационная сеть, а сейчас что? Все их позакрывали, сеть, следовательно, в запустении и вместо этого поставили несколько биотуалетов! Да их ставят на пару часов во время масштабных мероприятий, а у нас они на площади Павших борцов – в самом центре города – круглый год стоят. О какой культуре здесь можно говорить? Выставили на обозрение…

 

Благодаря ЧМ к нам снова приедут короли

 

? Назовите самое яркое событие городского масштаба, связанное с вашей работой председателем горисполкома?

 

– На мое время пришлось довольно много проектов, будь то строительство Третьей продольной, метротрама и ряда других социально-значимых объектов. Так же в тот период Волгоград стал туристической Меккой – его посещали не только жители нашей родины и первые лица советского государства, но и главы других стран. Например, приезжал король Иордании.

 

? Есть ли у вас мечта по возведению городского объекта, которую вы не успели осуществить, но хотели бы, чтобы ее воплотили сегодняшние руководители?

 

– Да, собственно говоря, руководство региона сейчас занимается как раз решением тех вопросов, которые я не успел решить. Чтобы кто не говорил, а ведь до нынешнего губернатора никто и не вспоминал о Третьей продольной, рокадной дороге или, к примеру, о переезде на Тулака. Нынешняя власть тоже старается смотреть в будущее, и в этом плане я благодарен Сергею Боженову за то, что он обратил внимание на действительно важные для города проекты и предпринял реальные действия.

 

? Владимир Иванович, близится ЧМ по футболу. Игры чемпионата будет принимать и Волгоград. Если бы такое событие произошло во времена вашего правления – это позволило бы сделать скачок в развитии? На что бы вы обратили внимание при подготовке к мундиалю в первую очередь?

 

– Я бы использовал ЧМ-2018 в «корыстных» личных целях. Что это значит? Под бренд ЧМ можно подогнать очень многие и важные для развития инфраструктуры города проекты. Как правило, когда город выступает в качестве площадки для мероприятия мирового масштаба, ему выделяется большой бюджет и большие возможности для его реализации. Поэтому любой руководитель должен использовать этот шанс и вывести город на достойный уровень. Например, тот же запуск третьей очереди метротрама, строительство гостиниц, а вместе с тем, как следствие, развитие туризма. Необходимо обратить внимание и на новые технологии, их разработку и внедрение. Например, уже сейчас в России разрабатывается новый, альтернативный вид транспорта – экраноплан. Суть его заключается в том, что судно парит над водой. Это значительно облегчило бы ситуацию с загруженностью дорог, тем более во время проведения чемпионата мира по футболу.

 

«Верю в третью очередь метротрама»

 

? Метротрам появился в Волгограде в годы вашего правления. Было ли это заслугой городского руководства? Или это инициатива сверху?

 

– Это был принципиально новый проект, идея которого родилась у меня случайно, если можно так сказать… Я был в Москве с проектом волгоградского метро, нам отказали. Дело в том, что тогда метро строили лишь в столицах союзных республик, мне все объяснили, и в этот вечер я ушел ни с чем. Но на утро вернулся с идеей метротрама. Я предложил весьма необычный транспорт – трамвай в подземке. Некоторые участки пути не нуждались в подземном тоннеле, и в целом это обеспечивало городу хорошее функционирование транспортной системы и новую «фишку». Чтобы получить «добро» на строительство мне пришлось согласовывать все напрямую с министрами, но это принесло свои плоды. Для строительства в Волгоград прибыли специалисты харьковского метростороя, мы в свою очередь обеспечили им условия, и смелую идею удалось воплотить в жизнь.

 

? Вы верите, что скоро в городе построят третью очередь – до самого госуниверситета? Ведь вторую очередь строили больше десяти лет!

 

– Конечно, построят. Более того, я верю в то, что наш метротрам все-таки станет полноценным метро, ведь для этого даже не нужно будет перестраивать тоннели. При строительстве метротрама я учитывал «будущие перспективы» и делал их сразу по пять с половиной метров под поезд метро.

 

? Говорят, что успех современного руководителя зависит от того, насколько он умеет выбивать деньги у федерального центра. Насколько он вхож в кабинеты федеральных чиновников. Приходилось ли вам делать это, и считаете ли вы это правильным?

 

– Хождение по кабинетам чиновников, будь они федеральные или региональные, может не дать ровным счетом ничего. Потому что чиновник чиновнику рознь, и для того чтобы были реальные решения и продвижения, я в свое время был вхож напрямую ко всем министрам. Это совершенно иной уровень. Ведь решения принимает не один из десяти чиновников, решение принимает руководитель.

 

Нужно смотреть в будущее

 

? Владимир Иванович, что вы пожелаете волгоградцам в День города? И ваши напутствия депутатам будущего созыва.

 

– Я бы хотел пожелать, чтобы, несмотря на все проблемы, острые и кризисные ситуации, особенно в городе, связанные не только с естественными причинами развития, но и с проблемами управления, – волгоградцы смотрели в будущее! Задавались созидательными целями длительной перспективы, потому что в градостроительстве без этого нельзя, а сверхзадача всякого развития – это интересы человека. И если все, от рядового волгоградца и до руководства, будут думать об этих интересах, то мы сможем построить город, качество жизни в котором с каждым годом будет улучшаться. А это самое важное, ведь там – в будущем Волгограде будут жить не другие люди, там будут жить наши дети, внуки и правнуки!

 

Ирина Емельяненко.