Виктор Зубков: «Город получает мощную транспортную артерию»

2 декабря 2011

1 декабря в нашем городе состоялся долгожданный запуск второй подземной линии волгоградского метротрама. Новая линия включает в себя три подземных станции: «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка». Общая протяженность второй очереди составляет 3,8 километра. Официальная церемония открытия второй очереди скоростного трамвая состоялась на станции «Ельшанка».

– Для Волгограда это знаменательное событие, – сказал на церемонии открытия объекта первый вице-премьер РФ Виктор Зубков. – Была проведена колоссальная работа, вложены значительные финансовые средства, речь идет о миллиардах рублей. И результат очень важен для Волгограда с населением более миллиона человек. Город получает мощную транспортную артерию, которая будет надежно служить жителям. Эта линия даст возможность соединить 5 районов Волгограда. Горожанам станет удобнее добираться и из дома на работу, и с работы домой без пробок и заторов. Сегодняшнее открытие – это достойное развитие бренда метротрама – единственной в России сети подземных скоростных трамваев.
Напомним, что строительство второй очереди метротрама горожане ждали больше 20 лет. Именно столько со всеми приостановками шло строительство. Финальную точку в истории с финансированием новой очереди метротрама помог поставить председатель контрольно-счетной палаты России Сергей Степашин. Посетив город-герой, он гарантировал поддержку при возобновлении строительства.

Как это было.

Трамвайное движение в Царицыне открылось еще 9 апреля 1913 года. Тогда же были введены в эксплуатацию 11 вагонов, депо и вагонные мастерские. Общая протяженность трамвайной линии в ту пору составляла 10 километров.
В начале прошлого столетия Царицын оказался единственным в стране городом, имевшим трамвай. Проектировал его русский инженер профессор Шульгин, а вагоны выпускал Мытищинский завод. К слову, царицынский трамвай был один из немногих в России отечественных городских трамваев – на тот момент трамвайное производство практически полностью монополизировали бельгийцы. В конце мая 1913 года первые пассажиры смогли прокатиться на новеньких трамваях по родному городу прямо до завода «Красный Октябрь».
Дальнейшее развитие линии прервалось в годы Гражданской войны.

Возрождение из пепла.

После войны строительство трамвайных линий пошло ударными темпами и уже в 1931 была построена линия до Ельшанки. А в 1936 году вовсю строилось трамвайное депо на Ангарском поселке. В итоге к 1940 году протяженность трамвайных путей по всему городу составила 72,8 километра со 141 трамваем в парке. За год с помощью этого вида электротранспорта было перевезено 90 миллионов пассажиров.
Но все успехи трамвайного развития были сведены на нет и буквально стерты с лица земли во время Великой Отечественной войны. В результате вражеских авианалетов были разрушены и сгорели вагоноремонтные мастерские, депо № 1 и депо № 2, сильно пострадали и четыре тяговые подстанции. Были уничтожены все трамвайные пути и контактные сети в городе.
Но уже 23 января 1943 года руководство трамвайного треста переправилось через Волгу в город и приступило к планированию и восстановлению трамвайного парка № 1. К концу того же года, уже в декабре, движение в городе было полностью восстановлено.

Начали с Центра.

Время шло, послевоенный город развивался, и к 70-м годам в Волгограде назрела транспортная проблема. Рост северных районов города привел к тому, что троллейбусы и наземные трамвайные линии не справлялись с перевозками. Именно тогда и встал вопрос о строительстве метро. Но вот беда: в Советском Союзе метро разрешалось строить лишь в городах-миллионниках. В Волгограде же к тому моменту проживало лишь 800 тысяч граждан.
Вскоре выход из непростой ситуации был найден. С опорой на зарубежный опыт в нашем городе было решено построить скоростной трамвай. С одной стороны, такой выход из ситуации гарантировал низкую стоимость строительства, простоту эксплуатации уже имеющихся трамвайных вагонов и ряд других преимуществ. С другой стороны, так же, как и в метро, путь скоростного трамвая проходил под землей, что обеспечивало не просто высокую скорость передвижения, но еще и большую степень надежности, а главное, не было никаких помех для передвижения в центре города.
Строительство первой скоростной линии началось в 1976 году. Был сооружен трехкилометровый участок с тремя станциями в Центральном районе. Место под строительство было выбрано не случайно. Центр во все времена был одним из самых перегруженных районов города, теперь же для большинства граждан появилась возможность максимально быстро миновать самые оживленные перекрестки.
Строительство длилось 8 лет, и уже в 5 ноября 1984 года подземный участок был открыт и начал свою работу. Ну а теперь дело дошло и до второй очереди!

Самая-самая.

Из-за того, что вторая очередь линии СТ представляет собой два параллельных тоннеля, на ней будут эксплуатироваться только новые подвижные составы: двухсекционные вагоны с двусторонним расположением дверей. Так что отличить трамваи первой и второй очереди труда не составит, ведь по первой линии будут ездить старенькие, уже привычные желто-красные трамвайчики.
Интервал движения на новом маршруте будет немного больше обычного и составит 10 минут. Важно, что на второй очереди СТ будет действовать такая же система оплаты проезда, как и на первой очереди. При входе на платформы «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка» пассажир приобретает билет в кассах вестибюля. Уже у контролера пассажиров ожидает современное ноу-хау. Компостеры ушли в небытие, а на их месте теперь стационарные валидаторы, которые считывают информацию со штрих-кода билета. И не забудьте, что при пересадке с одного трамвая на другой (неважно, происходит это над или под землей) пассажир обязан вновь оплатить проезд.
Ну, а у нас, волгоградцев, впереди есть целые выходные, чтобы оценить успехи строителей. Большинство посетителей новых станций утверждают, что самая красивая из них – «Профсоюзная». А вы как считаете?

Наталия РОГОЖКИНА